25. !Компьютер в редакции: многооборазие форм его использования в работе журналиста.
Сегодня информация хранится в цифровом виде. У более или менее крупной редакции должна быть внутренняя сеть, которая дает возможность быстрой связи между сотрудниками (скорость передачи информации не меньше 100 мГц/с), экономичности использования, низкой стоимости эксплуатации. Она ремонтируема. Можно использовать ранее закупленное оборудование. Информацию можно хранит, архивировать в любом количестве; ее можно передавать в свой коммуникационный сектор с помощью модема на расстоянии.
Электронная техника дала возможность обрабатывать текст, набирать и верстать его в стенах издательства. Таким образом на долю полиграфических предприятий остаются только “чисто” полиграфические процессы. Изменилось отношение между редакцией и типографией. Редакционно-издательские и наборные стадии связались в интегрированный комплексный процесс, который может состоять из отдельных звеньев, связанных между собой промежуточными носителями информации, либо быть непрерывным. Это значительно сокращает время выпуска изданий.
С помощью электронных систем переработки информации можно четко планировать редакционную подготовку изданий, можно организовывать поточное производство, что приводит к сокращению сроков выпуска изданий и повышению издательского и полиграфического качества тиража.
Технологические стадии производства газеты:
1) Набор текста и подготовка иллюстраций
2) Верстка
3) Печать
(чувствуете незримое присутствие компьютера?)
Готовые файлы статей поступают в технический отдел редакции, где каждый сотрудник имеет свою директорию. Компьютер отдельного журналиста подключен к редакционной компьютерной сети, и сданный файл немедленно попадает к макетчикам.Если к материалу прилагается иллюстрация, то ее при надобности сканируют и фотошопят.
В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудование позволяет автоматизировать верстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу. 26. Эволюция текстового оригинала: от рукописного текста до цифрового. Редактирование и вычитка распечатанного оригинала.
Рукопись поступает в секретариат – распределение по полосе – читка заместителем ответственного секретаря – в секретариате рукопись превращается в оригинал (особый вид газетной документации, который применительно к журналистскому материалу обозначает отредактированную, вычитанную, технически отработанную рукопись, утвержденную всеми ответственными лицами редакции; иллюстрации, заверенные соответствующим образом и принятые к публикации; оригинал обладает определенной юридической силой, в отличие от рукописи)- макетирование газеты - верстка
Техническая разметка оригинала – указание на полях названия и кегля шрифта, которым необходимо набрать текст, формат набора, отметки на участках, которые необходимо выделить.
Оригиналы:
•Рукописные
•Печатные
•Оригинал-макеты (оригинал, каждая страница которого по всем своим элементам совпадает со страницей будущего произведения печати)
Редактирование проводится редакционным корректором, работающим в постоянном контакте с авторами публикаций. Прежде всего редактируется содержательная.
Вычитка оригиналов проводится перед их сдачей в набор. Корректор просматривает оригинал глазами наборщика, расшифровывает все неясности, сокращения. В случае чего обращается к автору.
Этот процесс сейчас утратил свое значение, так как авторы сами набирают свои публикации. Корректор начинает работу с первой корректуры. 27. Корректура в газете. Ее особенности и организация на разных стадиях газетного производства.
Корректура – исправление в корректурных и пробных оттисках ошибок и неисправностей.
Задачи корректуры:
1. устранить погрешности, обнаруженные в ходе редакторского анализа, но сохранившиеся после доработки рукописи автором;
2. придать материалу наиболее ясное звучание;
3. добиться четкости формулировок отдельных положений;
4. проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;
5. устранить погрешности композиции, языка и стиля;
6. провести редакционно-техническую обработку рукописи.
Виды корректорской правки:
1. правка-вычитка – подготовка текста к публикации, проверка дат, имен, фактов; обычно не производится правка текста, а ставятся лишь вопросы к автору;
2. правка-обработка – замена слов с целью исправления фактических, синтаксических ошибок, перестановку частей текста в процессе редактирования композиции и жанра материала; 28. Виды корректуры. Основные методы и приемы. Чтение, сличение.
Виды корректуры:
Типографская корректура(полиграфия проверяется), корректура изданий по макету, издательская корректура(испр. Автор, ред, техн.ред.), репродукция печатных форм,
Основные этапы:
Вычитка рукописи отредактированного материала, чтение сверстанных полос, чтение после переверстки, чтение после внесения правки, сверка перед выводом фотоформ и проверки на соотв.последней распечатки публикации.
Чтение:
В одиночку, в подчитку – два человека, сквозное смысловое – после орфографии, сверка – только там, где ошибки. Гост – 76 года.
Знаки: замены, перестановки, выкидки/вставки, пробелы, абзац отступ, исправление техн.дефектов. 29. Правила и техника корректуры, значки. Стандарт корректурных знаков. ГОСТ. Пять групп знаков. 30. Шрифт и его назначение. Элементы шрифта. Характеристики шрифта: рисунок, начертание, размер.
р исунок шрифта
Шрифт является средством передачи информации, и чем качественнее он сделан, тем лучше выполняет свои функции. Рисунок шрифта определяется тремя факторами: художественными особенностями, назначением и техникой воспроизведения. Прежде всего шрифт должен быть удобным для чтения — как принято говорить, удобочитаемым. При выборе шрифта необходимо учитывать, для издания какого типа (книги, газеты, журнала, рекламной продукции и т.п.), для произведения какого вида литературы (художественной, научной и т.п.) и для какого элемента издания (текста, заголовков и т.п.) данный шрифт предназначается. Влияние на рисунок шрифта также оказывает и техника его воспроизведения (технология печати). Наряду с производственно-техническими и эстетическими требованиями к шрифту также предъявляются требования экономические — шрифт должен быть не только удобочитаемым и декоративным, но и емким.
Шрифт
Термин “шрифт” раньше означал более узкое понятие - набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины “гарнитура” и “шрифт” часто употребляются как синонимы.
Все элементы в хорошем шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком, и, таким образом, кроме прямого назначения - передачи информации - шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна.
Кегль
Это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:
кегль 6 пунктов - нонпарель,
кегль 8 пунктов - петит,
кегль 9 пунктов - боргес и т.д.
Базовая линия
Воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как бы лежит на этой линии.
Начертание
Это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания. Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).
Хотел бы развеять широко распространенное заблуждение о том, что курсив и наклонный - это одно и то же. Это разные начертания.
Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.
Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).
Контрастность - один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.
И, пожалуй, было бы неправильным не упомянуть о такой характеристике шрифта, как комплектность. Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и проч.
Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.
Есть несколько характеристик шрифтов:
- кегль шрифта (размер шрифта – высота в типографских пунктах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета): текстовые (до 12 пунктов), титульные (более 12 пунктов).
- гарнитура шрифта (комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера). Имеют условные названия: литературная, обыкновенная, плакатная и др.
- начертание шрифтов (насыщенность и толщина штрихов, высота знаков и характер заполнения): светлые, полужирные и жирные.
- наклон основных шрифтов (отклонение основных штрихов от вертикального положения): прямые, курсивные.
- размер шрифта (в нормальных шрифтах отношение ширины очка к высоте составляет приблизительно 3:4. в узких – 1:2, в широких – 1:1): сверхузкие, узкие, нормальные, широкие и сверхширокие.
- характер заполнения штрихов: шрифт нормальный, контурный, выворотный, оттененный, штрихованный и др.
Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым. Но и экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе.
- Обзор литературы по вопросам оформлении газеты.
- Типы метрической системы. Типографская система мер.
- Типографская система мер и система мер и весов
- 4. Размерные характеристики: форматы переодических изданий, газетная полоса, объем газеты, форматлра.
- 7. Производство печатной продукции на разных этапах исторического развития. Гуттенберг.
- 8. Виды набора. Особенности использования разных видов набора в газетном производстве: ручной, горячий, фотонабор, компьютерный набор.
- Набор и его эволюция. Особенности и возможности компьютерного набора.
- Изображение разреза формы высокой печати и оттиска с нее.
- Изображение разреза формы плоской печати и оттиска с нее.
- Изображение разреза формы глубокой печати и оттиска с нее.
- Удаление избытка краски с формы глубокой печати.
- 11. Новые технологии в производстве печатных сми.
- 16. Типы печатных машин. Конструктивные особенности машин для различных видов машин. Тигельные и т.Д.
- 20. Редакционный коллектив: особенности состава редакций переодических изданий разных типов, газеты, журналов.Г
- 22. Функции редактора и его заместителей. Редактор и издатель. Редактор и коллектив редакции.
- 23. Техническая часть редакции: назначение, основные сотрудники и их функции.
- 25. !Компьютер в редакции: многооборазие форм его использования в работе журналиста.
- 31. Классификации шрифтов. Принципы формирования и виды классификации.
- 33. Шрифт в компьютерных-издательских системах. Виды компьютерных шрифтов.
- 34. Понятие, "лицо" издания. Тематические, структурные, графические характеристики, формирующие лицо издания.
- 38. Композиция газеты и газетной полосы. Принцип организации газетных материалов.
- 39. Основные виды верстки газетных полос. Достоинства и недостатки разных видов верстки.
- 46. Фотография в газете. Ее основные функции. Принципы подачи материала. Связь текста и изображения.