logo
bilety_tit

33. Шрифт в компьютерных-издательских системах. Виды компьютерных шрифтов.

Шрифт на компьютерных издательских системах - это файл или группа файлов, обеспечивающих вывод текста со стилевыми особенностями шрифта. Обычно система файлов, составляющая шрифт, состоит из основного файла, содержащего описание символов, и вспомогательных информационных и метрических файлов, используемых прикладными программами.

При работе с программами многошрифтового редактирования и программами верстки есть возможность выбора шрифта по имени, а также указания начертания (нормальное, полужирное, прямое, курсив) и размера в пунктах. Некоторые системы обеспечивают печать с подчеркиванием, двойным подчеркиванием, перечеркиванием, надстрочными и подстрочными индексами.

Пользователи имеют возможность использования растровых (битовых) и векторных (масштабируемых) шрифтов. Файлы растровых шрифтов содержат описания букв в виде матриц растра - последовательностей печатаемых точек. Каждому кеглю какого-либо начертания растрового шрифта соответствует файл на диске, используемый программой при печати, поэтому для растровых шрифтов часто используется термин шрифторазмер (при этом имеется в виду шрифтовой файл для определенного размера и начертания некоего шрифта).

Растровые шрифты при отсутствии динамической загрузки или шрифтового картриджа должны быть предварительно загружены в лазерный принтер.

В векторных шрифтах буквы описаны не как растровые матрицы, а как геометрические фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей, определяемым наличием соответствующих шрифтовых файлов. Имея один файл векторного шрифта, можно выбрать любой нужный кегль, а также указать прямое или наклонное начертание. Удобство работы с такими шрифтами очевидно, хотя имеется ряд негативных моментов при работе с малыми кеглями.

• Экранные шрифты. Используются для отображения текста на мониторе. Каждый символ представляет собой двухцветную матрицу экранных пикселов. Как правило, в каждом шрифте представлено несколько фиксированных по размеру наборов символов. Это позволяет более гибко изменять размер символов в зависимости от разрешения. Данный тип шрифтов оптимален для применения в служебных элементах интерфейса — диалоговых окнах, панелях, палитрах, меню и т. д. При выводе на печать экранные символы выглядят крайне непрезентабельно.

• Принтерные шрифты. Загружаются непосредственно в память печатного устройства, а иногда сразу записаны в памяти принтера. Это позволяет максимально ускорить процесс печати, но создает значительные неудобства из-за невозможности увидеть текст на экране. Теоретически идеальной является связка «экранный шрифт — принтерный шрифт того же названия». На практике часто оказывается, что экранная и принтерная версии реализованы по-разному, из-за чего текст «плывет», некоторые символы исчезают и т. д.

• Универсальные шрифты. Предназначены как для вывода на экран, так и для печати. В отличие от предыдущих типов шрифта, всегда представляют собой набор векторных объектов, которые растрируются только в момент отображения на выводном устройстве. Это позволяет добиваться максимального качества отображения символов, а также гарантирует идентичность экранного и отпечатанного текста. Главный недостаток — привлечение дополнительных ресурсов компьютера для растрирования «на лету» при выводе на экран. В настоящее время наиболее распространены два формата универсальных компьютерных шрифтов.

• Adobe Type 1. Шрифты формата PostScript. Изначально существовали как принтерные шрифты для PS-устройств, однако бурное развитие допечатных технологий привело к созданию специальных системных утилит для отображения шрифтов Туре 1 на экране. Из них безусловно лучшей является программа Adobe Type Manager.

True Type. Наиболее распространенный сегодня векторный шрифтовой формат. Обладает некоторой избыточностью в описании. Непрофессионально сделанные шрифты True Type часто приводят к сбоям при выводе на PostScript-устройства.

Компания Adobe Systems первой применила векторный принцип описания символов, разработав формат Type 1, появившийся на рынке в середине 80-х годов вместе с языком описания страниц PostScript. Последний стал промышленным стандартом в индустрии допечатной подготовки и останется таким в обозримом будущем.

Вообще любой шрифт представляет собой подпрограмму, в которой математическими методами описывается построение всех символов алфавита и служебных знаков. Файл шрифта Type1 имеет две части: открытую, в которой задаются обозначение шрифта, сведения о версии, разработчике, начертании и принадлежности к определенной гарнитуре и т.п., приведена кодовая таблица и идентификаторы, и закрытую, в которой, помимо собственно описаний символов, есть и масса информации о разметке (хинтах), кернинговых парах и трекинге. И чем тщательнее разработан шрифт, тем больше в нем описано таких пар и более точно описан кернинг.

Любой PostScript-шрифт имеет два файла: собственно шрифтовой с расширением *.PFB (Printer Font Binary) и файл AFM (Adobe Font Metric), содержащий дополнительную информацию о разметке и кернинговых парах. Некоторые программы, работающие с Type 1 шрифтами, требуют еще и файла INF.

ОС Windows работать напрямую с PostScript-шрифтами не может. Поэтому нужен своего рода "центр управления", позволяющий ОС видеть их и нормально с ними работать. Такой программой, скорее всего, будет Adobe Type Manager (АТМ), резидентно сидящий в оперативной памяти и преобразующий на лету Type 1 шрифт в формат, понимаемый ОС Windows всех версий.

Но большинство пользователей имеет дело со шрифтами, реализованными в другом формате — TrueType, поддержка которого встроена в ядро самой ОС.

Однако для документов, рассчитанных на полиграфическое исполнение, надо применять только Type 1 шрифты.