logo
bilety_tit

Обзор литературы по вопросам оформлении газеты.

Авторы:

1. Мильчин - Издательский словарь-справочник;

2. Полянский - Основы полиграфического производства;

3. Попов, Гуревич - Производство и оформление газеты;

4. Феличи, Джеймс - Типографика: шрифт, верстка, дизайн.

5.Галкин – Техника, технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала.

6. Самолетов – Выпуск газетного номера. Цифровая техника в современной газете.

Основная задача при оформлении газет состоит в умелом размещении материала на полосе, выделении главного. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные материалы, то определит и значение события, отраженного в данной публикации, – иными словами, облик издания может служить средством ориентации читателя в событиях современности. 2. Эволюция внешнего облика газеты.

Среди факторов, влияющих на газетный дизайн, в исследовательской литературе всегда выделяется технология. «Коренные изменения во внешнем облике газет, в условиях их произ-водства связаны с научно-техническим прогрессом в полиграфии. В прошлом это замена руч-ного печатного станка плоскопечатными и ротационными машинами, внедрение в газетное дело линотипного набора, цинкографского способа изготовления клише, обогатившего жур-налистику фотоиллюстрацией; сегодня это офсетная печать, фотонабор, применение электро-ники и других новинок» [1, с. 7]. Технологический фактор, активно воздействующий на газет-ную форму, считается достаточно изученным, в констатации воздействия на газетную форму техники нет ничего особенного, однако с появлением новой техники меняется качество воз-действия на газетную форму, появляются иные возможности для развития газетного дизайна и оптимизации процесса, поэтому и представляется целесообразным обратиться к нему вновь, поскольку в конце 80-х гг. XX в. пришла новая технология производства печатной продук-ции – компьютерная. На Западе отчет ведется с 1985 г., когда впервые сложилось понятие «настольная издательская система», в России компьютерная издательская технология получи-ла широкое распространение, включая провинцию, с начала 90-х гг.

Газетные оформители всегда отличались тяготением к шрифтовому многообразию. В истории отечественного газетного дизайна был период, обозначенный И. Табашниковым как «пестрый стиль», – конец 50-х–начало 60-х гг. Одной из характерных для этого стиля примет, наряду с разноформатицей, ломаной версткой, чрезмерным количеством иллюстраций, было использование множества шрифтовых гарнитур для основного текста и заголовков. Как известно, «пестрый стиль» просуществовал не так уж долго: с середине 60-х гг. утвердился более спокойный стиль, получивший название «брусковый», хотя и он еще тяготел к чрезмерной пестроте заголовочных шрифтов. Только во второй половине 70-х гг. произошла новая смена стилей: «просветленный» стиль принес в практику понятие моногарнитурности. С переходом на компьютерную технологию многие редакции в большей или меньшей степени увлеклись украшательством своей газеты с помощью шрифтов. Стремление к шрифтовому украшательству характерно не только для оформителей печатных изданий, оно уже захватила и самый молодой вид дизайна – веб-дизайн. Автор книги о веб-дизайне Д. Кирсанов замечает, что дизайнеры-любители, как правило, обращают внимание на сам текст заголовка и не скупятся на декоративные шрифты. Профессионалы же стараются не привлекать особого внимания к тексту заголовка, вместо того, чтобы украшать заголовок, они стремятся интегрировать его в общую композицию страницы.

За последние 10 лет в редакционно-издательских процессах и в полиграфии произошли огромные изменения. Эти изменения обусловлены созданием новой мощной и компактной электронно-вычислительной техники и оптоэлектронного оборудования считывания и записи информации, новых технологий обработки и воспроизведения информации, основанных, главным образом, на развитых и согласованных между собой программных продуктах и частично на новых материалах,

К настоящему времени используемые или возможные к применению при производстве печатных СМИ редакционно-издательские и полиграфические технологии можно условно разделить на пять групп:

1. Технология с использованием для воспроизведения текста обычной машинописной или в лучшем случае наборно-пишущей техники с последующим фотографированием на фотопленку, копированием на формный материал или электрофотографическим получением печатной формы. Печать — на малоформатных офсетных печатных машинах. Вариант набора — ручной или строкоотливной, печать на машинах высокой печати. Иллюстрации обычно только штриховые.

2. Технология с использованием вычислительной техники, программных методов и простых сканеров для набора текста и получения простых черно-белых иллюстраций. Вывод информации с помощью лазерных принтеров на бумажный или пленочный носитель, фотографирования или прямого копирования на формный материал, печатания на офсетных печатных машинах. Является актуальным в настоящее время вариантом технологии.

3. Технология с обработкой текста и изобразительной информации, введенной с помощью профессиональных сканеров, с применением достаточно мощных компьютеров и развитого программного обеспечения. Вывод информации — с помощью фотовыводных устройств на фотопленку. Изготовление офсетной печатной формы — копированием. Печать — на офсетной печатной машине. Технология, наиболее широко применяемая в настоящее время в полиграфии.

4. Технология с обработкой текстовой и изобразительной информации с применением вычислительной и сканирующей техники, выводом обработанной информации непосредственно на постоянную печатную форму. Вывод может осуществляться в отдельном устройстве или непосредственно в печатной машине. Печать с полученной формы — офсетным или трафаретным способом.

  1. Технология с обработкой текстовой и изобразительной информации с применением вычислительной техники. Вывод обработанной информации — на переменную электрографическую печатную форму непосредственно в печатной машине и печать с этой формы.