20. Редакционный коллектив: особенности состава редакций переодических изданий разных типов, газеты, журналов.Г
редакционный коллектив
Определение состава редакции не менее важно, чем установление ее величины. Это относится как к крупным коллективам, так и – в еще большей степени – к малым редакциям, в которых каждый работник на счету. Поэтому основатели газеты и руководители редакции придают особое значение подбору ее сотрудников и обычно предпочитают сами решать все кадровые вопросы.
в каждой редакции должны работать не случайные люди, а специалисты, представляющие различные журналистские специальности и способные решать задачи, связанные с подготовкой и выпуском именно данного издания. И если редакции массовой общественно-политической газеты требуются репортеры, журналисты, специализирующиеся в области политики и экономики, культуры, науки, народного образования и спорта, международники, то для подготовки и выпуска делового издания необходимо обеспечить иной состав коллектива. Его костяк составят журналисты-экономисты – специалисты в области финансов и товарных рынков, биржевой деятельности и статистики, коммерции и рекламы. Репортеры и международники требуются здесь гораздо меньше. Иногда в редакциях возникает потребность и в представителях жанровой специализации журналистов – очеркистах, обозревателях, сатириках.
Любую редакцию возглавляют специалисты-управленцы – главный редактор, его заместитель, ответственный секретарь. И любой редакции необходимы сотрудники, выполняющие функции, связанные с выпуском номеров газеты, – секретариатчики, отвечающие за ее дизайн, специалисты, работающие с редакционной почтой, журналисты, готовящие электронные версии издания.
На специализацию журналистов серьезно влияет тип печатных периодических изданий, в которых они работают, периодичность их выпуска. У газетчиков, сотрудников еженедельников и журналов много общего, но немало и особенностей. Если, например, от газетчика требуется оперативность сбора информации, ее обработки и публикации, то для работника редакции журнала важнейшее значение получает способность к анализу, обобщениям и оценке собранного материала. А у сотрудника еженедельника ценится сочетание достаточной оперативности и аналитичности мышления.
Эффективность работы сотрудника редакции определяется и соответствием его специализации, способностей и опыта его должности, месту, которое он занимает в коллективе. 21. Особенности организации работы редакции по выпуску газеты: традиционная и современная модели.
1 – Главный редактор. 2 – Главный бухгалтер. 3 – Заместитель главного редактора. 4 – Редакционная коллегия. 5 – Ответственный секретарь. 6 – Менеджер (коммерческий директор). 7 – Заведующие отделами: а – Собкоровской сети; б – Экономики; в – Политики; г – Социально-бытовых проблем; д – Информации; е – Писем; ж – Иллюстраций. 8 – Корреспонденты отделов. 9 – Обозреватель. 10 – Специальный корреспондент. 11 – Собственные корреспонденты. 12 – Технические службы редакции: а – Машинописное бюро (компьютерный центр); б – Корректорская; в – Библиотека; г – Архив; д – Досье; е – Служба выпуска; ж – Отдел информатики; з – Хозяйственная служба. 13 – Коммерческая часть редакции.
1 – Главный редактор. 2 – Главный бухгалтер. 3 – Редакционная коллегия. 4 – Заместитель главного редактора. 5 – Ответственный секретарь. 6 – Менеджер (коммерческий директор). 7 – Собственные корреспонденты. 8 – Специальный корреспондент. 9 – Обозреватель. 10 – Корреспонденты. 11 – Фотокорреспондент. 12 – Технические службы редакции: а – Машинописное бюро (компьютерный центр); б – Корректорская; в – Библиотека; г – Архив; д – Досье; е – Служба выпуска; ж – Отдел информатики; з – Хозяйственная служба. 13 – Коммерческая часть редакции.
Пирамидальная структура была ранее характерна для редакций подавляющего большинства наших печатных периодических изданий. И сейчас еще многие газетные редакции имеют такую структуру. У нее – свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за свою работу. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Прохождение оригиналов будущих публикаций снизу вверх – от авторов в секретариат и редакторат – требует значительного времени. Это снижает оперативность информации, направляемой читателям газеты. К тому же возрастает возможность искажений текста в процессе его правки на разных уровнях редакционной пирамиды.
В редакциях разных периодических изданий эта структура имеет свои особенности. В небольшом коллективе районной газеты некоторые элементы такой структуры могут уменьшаться или вообще исчезать. У ответственного секретаря такого издания обычно вообще нет помощников, отделы редакции представлены лишь их руководителями. Нет здесь и штатных собственных и специальных корреспондентов, обозревателей и т.д. Не найдем мы в таких коллективах и некоторых технических и коммерческих служб – ни редакционной библиотеки, ни отделов маркетинга и распространения. Но не исчезают задачи и обязанности, связанные с этими подразделениями, и их вынуждены выполнять, поделив между собой, оставшиеся работники редакции.
С развитием информационного рынка ужесточились требования к редакционной структуре. Это объясняется, прежде всего, экономическими причинами. В частности, необходимостью повысить оперативность и разнообразие журналистской информации, сообщаемой читателям периодических изданий, как условия обеспечения их конкурентоспособности на рынке. Это привело к изменениям структуры многих редакционных коллективов, которые происходят на нескольких направлениях.
Первое из них – укрупнение, а нередко и упразднение обычных привычных творческих и технических подразделений редакции. Их руководители изменяют характер отделов: вместо отраслевых создают структуры смешанного типа, чаще всего проблемные. Например, вместо отделов промышленности, сельского хозяйства, строительства формируют отдел экономических проблем. Иногда – в крупных коллективах – множество отраслевых отделов объединяют в несколько больших секторов – политики, экономики, культуры. Это, по замыслу, позволяет сконцентрировать, укрупнить планирование работы таких подразделений.
Во-вторых, стремясь уменьшить количество уровней в редакционной структуре, упраздняют некоторые подразделения. Чаще всего это происходит с творческими отделами. При этом каждый корреспондент, прежде входивший в какой-либо отдел редакции, обязан самостоятельно вести в газете несколько тематических рубрик. Свои материалы он сдает прямо в секретариат редакции или сменному редактору, ведущему очередной номер. Так как должности заведующих отделами при этом упраздняются, это ведет и к сокращению размеров редакционного коллектива. Так приходят к плоской структуре редакции (см. рис. 2).
- Обзор литературы по вопросам оформлении газеты.
- Типы метрической системы. Типографская система мер.
- Типографская система мер и система мер и весов
- 4. Размерные характеристики: форматы переодических изданий, газетная полоса, объем газеты, форматлра.
- 7. Производство печатной продукции на разных этапах исторического развития. Гуттенберг.
- 8. Виды набора. Особенности использования разных видов набора в газетном производстве: ручной, горячий, фотонабор, компьютерный набор.
- Набор и его эволюция. Особенности и возможности компьютерного набора.
- Изображение разреза формы высокой печати и оттиска с нее.
- Изображение разреза формы плоской печати и оттиска с нее.
- Изображение разреза формы глубокой печати и оттиска с нее.
- Удаление избытка краски с формы глубокой печати.
- 11. Новые технологии в производстве печатных сми.
- 16. Типы печатных машин. Конструктивные особенности машин для различных видов машин. Тигельные и т.Д.
- 20. Редакционный коллектив: особенности состава редакций переодических изданий разных типов, газеты, журналов.Г
- 22. Функции редактора и его заместителей. Редактор и издатель. Редактор и коллектив редакции.
- 23. Техническая часть редакции: назначение, основные сотрудники и их функции.
- 25. !Компьютер в редакции: многооборазие форм его использования в работе журналиста.
- 31. Классификации шрифтов. Принципы формирования и виды классификации.
- 33. Шрифт в компьютерных-издательских системах. Виды компьютерных шрифтов.
- 34. Понятие, "лицо" издания. Тематические, структурные, графические характеристики, формирующие лицо издания.
- 38. Композиция газеты и газетной полосы. Принцип организации газетных материалов.
- 39. Основные виды верстки газетных полос. Достоинства и недостатки разных видов верстки.
- 46. Фотография в газете. Ее основные функции. Принципы подачи материала. Связь текста и изображения.