logo
учебники журналистика / Ким Технология создания журналистского произведения

В начало индивидуальные характеристики творческой личности

 

 

Давно поутихли в журналистских кругах разговоры о тайнах профессионального мастерства, об организации творческой лаборатории, о сладостных муках творчества, о развитии творческих способностей и о многом другом. И тем не менее, потребность в осмыслении своего индивидуального творчества существует. Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства изредка появляются на страницах журнала «Журналист». В этом смысле нам кажется очень показательным интервью И. Руденко с бывшим главным редактором «Комсомольской правды» В. Симоновым о том, что в современной журналистике важнее – умение красиво складывать слова или же способность газетчика к оперативному освещению событий. По мнению В. Симонова, сегодня «изменилась сама профессия... Журналистика была ближе к литературе, к художественному творчеству. Сегодняшние профессионалы не обязаны писать лучше, красивее, ярче других. И даже, выскажу крамольную мысль, не обязаны думать глубже других. Их главная обязанность – успеть раньше, успеть в номер. Быть первыми. Они не хуже своих предшественников, они – другие»39[28].

Мы не случайно приводим точку зрения В. Симонова, потому что данное мнение о характере журналистского труда стало в последние годы превалирующим. Если исходить из такой позиции, то профессиональные качества современного журналиста можно свести к умению быстро ориентироваться в ситуации и оперативно информировать читателей о тех или иных обществено значимых фактах. Безусловно, эти качества важны. Но достаточно ли их, чтобы разобраться в серьезной проблеме, чтобы грамотно провести журналистское расследование, чтобы квалифицированно написать аналитическую статью, чтобы умело использовать всю жанровую палитру журналистики? Наверное, нет. Одно время, когда издания стремились к информационной насыщенности, действительно, речь в редакционных коллективах больше шла об оперативности подачи фактов, чем о качестве публикуемых материалов или об их литературном исполнении. Поэтому редакторы особенно не переживали из-за того, что в прессу приходили ребята не очень талантливые, зато умелые: знали, как работать с компьютером, как добывать факты, теорию подачи информации40[29]. Они даже стремились, по признанию Н. Чугуновой, «набирать в штат или привлекать в качестве авторов людей со стертой индивидуальностью»41[30]. Но времена меняются и, по утверждению И. Руденко, вновь наступает иная пора. «Сегодня голод не на факты – на точки зрения. На яркое слово. На старые, но забытые жанры»42[31]. Вновь возникает потребность в творчески ориентированных людях, способных не только оперативно сообщить новость, но и осмыслить сложные явления действительности. Соответственно повышаются и квалификационные требования к их профессиональным качествам, знаниям, умениям и навыкам.

В 1997 году лаборатория функционирования СМИ факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета провела опрос среди 30 руководящих сотрудников петербургских изданий. В ходе исследования им был задан вопрос: «Какой квалификацией (какими знаниями, умениями, навыками) должен обладать журналист, работающий в Вашем издании?». Среди ответов были выделены следующие:

 

Даже исходя из этой выборки ответов, можно сделать вывод о том, что современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».

Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления и др. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Как отмечает А.Н. Лук, «свежесть взгляда и “зоркость” связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга»44[33].

Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при композиционном построении произведения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.

В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления. По мнению психологов, «мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует... Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким образом, мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера»45[34]. В психологии выделяют различные типы мышления:

  1. 1)        наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом);

  2. 2)        наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета);

  3. 3)        словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств)46[35].

 

Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и продуктивное, интуитивное и логическое мышление и др. В поле нашего рассмотрения – продуктивное (творческое) мышление.

Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др47[36].

Легкость генерирования идейпредполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные и нестандартные решения.

Способность к переносупредполагает «умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области»48[37]. Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.

Способность к «сцеплению» понятийозначает умение «быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта»49[38]. Способность объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом новые взаимосвязи между ними, не только помогает углубленному пониманию того или иного описываемого журналистом явления, но и открывает новые грани этого явления.

Следующее качество мышления – свертывание. Оно обозначает способность человека к замене «нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов»50[39]. В журналистской практике можно встретить массу примеров, когда при описании события или явления авторы, стремясь к наиболее сжатому и лаконичному изложению материала, прибегают к таким понятиям, в которых синтезировано множество более простых понятий, наблюдений. Например, название политической партии «Яблоко» возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политического движения: Явлинского, Болдырева и Лукина.

Сближение понятийпредполагает легкость ассоциирования различных понятий. Наличие в тексте богатых ассоциативных связей – один из признаков авторской одаренности.

Знание механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач.

Таким образом, знание основных закономерностей творчества необходимо журналисту для того, чтобы более осмысленно подходить к организации своего труда. Как отмечает Е.П. Прохоров, «используя сведения, накопленные в психологии творчества, гносеологии, методологии познания, и действуя на их “стыке”, публицистическая эвристика разрабатывает вопрос о способах получения нового знания, решения нестандартных задач»51[40]. Термин «эвристика» данный автор использует для обозначения той сферы искусства публициста, «которая представляет собой систему способов постижения явлений современности, механизмов изучения жизни, правил отбора, систематизации, обобщения»52[41], т.е. всего того, что связано с различными этапами журналистского творчества. Но путь журналиста в работе над материалом может быть задан системой координат, которые и предопределяют весь творческий процесс по воплощению конкретного замысла. К ним, как правило, относят знания, профессиональные умения и навыки; жизненный опыт и мировоззренческую позицию; развитые интеллектуальные и литературные способности и др. Для того чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою деятельность, он должен обладать едиными для данного вида творчества свойствами и качествами. От развитости этих способностей зависит и степень раскрытия его творческого потенциала.