В начало воображение в журналистском творчестве
В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов. Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества – при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств; в процессе синтезирования фактологических данных и непосредственных впечатлений. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.
По мнению Р.С. Немова, воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Данный автор справедливо отмечает, что «первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, представить не только продукт труда, но и его промежуточные продукты»35[24]. Исходя из данного положения, можно сказать, что воображение определенным образом ориентирует человека в процессе его деятельности, помогая ему создать некую идеальную модель конечного или промежуточного продукта труда. Это, так называемое, опережающее отражение действительности.
В силу того, что воображение тесно связано с мышлением, вполне естественно, что в процессе обдумывания плана будущего произведения журналист осуществляет и логический анализ стоящей перед ним проблемы. Но опережающее отражение действительности в воображении и в мышлении происходит по-разному. В первом случае отражение происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений (они могут выступать в виде различных иллюстративных материалов или словесного описания), во втором – путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир36[25]. Таким образом, в осмыслении замысла будущего произведения можно обозначить две системы опережения сознанием результатов журналистской деятельности: образное и понятийное. Особенности протекания данных процессов мы рассмотрим во второй части.
Специфика журналистского воображения проявляется не только в предвосхищении будущего результата деятельности. Воображение активно участвует и в выработке новых идей, и в процессе перекомбинирования жизненных впечатлений и образов, и при переносе признаков одного объекта на другие, и в преобразовании прошлого опыта, и при структурной организации материала, когда в отдельных частях будущего текста необходимо увидеть и осознать целостное произведение, и т.д. При этом существуют различные способы стимулирования воображения:
1. Перегруппировка событий и фактов (например, отход от хронологического следования за событием) выявляет скрытые причинно-следственные связи между ними.
2. Различная «игра слов» – особенно эффективна при создании новых фразеологических оборотов, каламбуров, метафор, сравнений, аналогий и т.д.
3. Составление разных классификаций и типологий. Как пишет Р. Миле, «воображение развивается при поиске новых типов, общих черт и критериев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют уже известные знания, но служат инструментом разработки нового знания. Оно появляется и в тех случаях, когда словесное описание вы заменяете графическим. В результате выделяются новые связи и структуры. Вы начинаете мыслить точнее и проще»37[26].
4. Рассмотрение проблемы под различными углами зрения.
5. Предполагаемый диалог с читателями, оппонентами и критиками ваших взглядов и позиций.
6. Предметное обсуждение темы будущего произведения с коллегами и т.д.
Характеризуя воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах:
1. Агглютинация – элементарная форма синтезирования образов; предполагает «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, сказочные образы – русалка, кентавр, избушка на курьих ножках и т.п.).
2. Гиперболизация – характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений (многорукие богини в индийской мифологии, многоголовые драконы и т.д.).
3. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков (дружеский шарж или злые карикатуры).
4. Схематизация – происходит в том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (например, создание художественного орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).
5. Типизация – форма широко используемая в художественной литературе, для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе38[27].
Данные приемы могут быть активно использованы журналистами в сатирических жанрах журналистики – фельетоне и памфлете, где для достижения комического эффекта используется целый арсенал художественно-изобразительных средств.
Таким образом, воображение в творческом процессе имеет важное значение, связанное не только с предвосхищением результатов труда, но и с активным созданием представлений и образов, отличающихся неожиданными, непривычными сочетаниями и связями, для достижения конечного результата труда.
- Технология создания журналистского произведения
- Содержание
- Глава 2 психология журналистского труда и творчества
- Основные вехи и направления в изучении творчества
- В начало способы журналистского познания действительности
- В начало воображение в журналистском творчестве
- В начало индивидуальные характеристики творческой личности
- В начало
- Глава 3 журналистское произведение: тема, замысел, идея
- Рождение журналистской темы
- В начало замысел произведения: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза
- В начало «вынашивание» произведения: планировка и конкретизация рабочей идеи
- В начало
- Глава 4 «острота пера» или умелое владение методами?
- Методы сбора первичной информации
- В начало традиционные журналистские методы: наблюдение, эксперимент, интервью
- В начало нетрадиционные методы: прогнозирование и биографический метод
- В начало анализ и интерпретация полученных данных
- В начало
- Глава 5 факт как основа журналисткого произведения
- Природа и назначение факта в журналистском произведении
- В начало место факта в информационных жанрах
- В начало развертывание фактов в аналитических произведениях
- В начало от факта к документальному образу в художественно-публицистических жанрах
- В начало
- Глава 6 образ в журналистском произведении
- Гносеологические корни публицистического образа
- В начало образ автора в журналистском произведении
- В начало функции авторского «я»
- В начало автор – читатель: проблемы взаимодействия
- В начало
- Глава 7 поэтика документального письма
- Специфика условности в журналистском произведении
- В начало художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
- Глава 8 типы композиционных форм
- Композиция
- В начало сюжет
- В начало фабула
- В начало архитектоника
- В начало
- Глава 9 композиционные формы в различных жанрах журналистики
- В начало структурная организация информационных жанров
- В начало структурная организация аналитических жанров (на примере статьи)
- Заключение
- Литература
- Беседы с журналистами о профессиональном мастерстве
- В оглавление