В начало способы журналистского познания действительности
Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.
Журналистику всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов»25[14], то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением»26[15]. При разности подходов в освоении социального мира и в писательском, и в журналистском творчестве можно обнаружить общие закономерности, связанные с созданием текста. Еще M.M. Бахтин отмечал, что существуют два момента, определяющие текст как высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла. Динамические взаимоотношения этих моментов, их борьба, определяющая характер текста»27[16]. При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов – явления действительности и личности автора. Включаясь в художественное творчество, творцы интегрируют, по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений.
1. Познавательную деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху;
2. Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя пространственно-временные связи для выражения авторской концепции;
3. Воспитательную деятельность – стремление воздействовать на духовный мир реципиентов;
4. Оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов;
5. Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения.28[17]
При субъектно-объектных отношениях личность, с одной стороны, может познавать объект (в данном случае осуществляется его познавательная деятельность), а с другой – отражать объект в своем сознании, оценивая или преобразуя его в различных образах. На основе этих видов субъектно-объектных отношений и возникают основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, оценочная.29[18]
Журналист, включаясь в процесс познания социальной действительности, не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики. Познание, будучи отражением, всегда ориентировано на конструирование социальной реальности. Специфика познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является «чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к эмпирическим формам человеческого опыта, к проявлениям практического, обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается возможность целостного постижения человеческого бытия»30[19].
Таким образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях аккумулируются результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, проективных устремлений в будущее31[20]. Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т.д.
Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.
Анализ– мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез– это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Абстрагирование– это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.
Конкретизация– это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.
Моделирование– это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.
Дедукция– переход в процессе познания от общего к частному и единичному.
Индукция– переход в процессе познания от частного к общему32[21].
Данные методы представляют «систему приемов познания явлений действительности, применяя которые журналист подходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист оценивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложения и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод изучения вооружает журналиста способами выработки знания, которое содержит всю необходимую информацию»33[22].
В ходе познания различных объектов и явлений действительности журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Представители данного направления считали, что открытие нового наступает само по себе – самопроизвольно. При этом под понятием «интуиция» подразумевалось «внезапное осенение, озарение, свойственное лишь немногим избранным»34[23].
В журналистском творчестве интуитивное нахождение новых идей может возникнуть на основе чувственных впечатлений и последующей их разработки с помощью методов абстрагирования и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы.
- Технология создания журналистского произведения
- Содержание
- Глава 2 психология журналистского труда и творчества
- Основные вехи и направления в изучении творчества
- В начало способы журналистского познания действительности
- В начало воображение в журналистском творчестве
- В начало индивидуальные характеристики творческой личности
- В начало
- Глава 3 журналистское произведение: тема, замысел, идея
- Рождение журналистской темы
- В начало замысел произведения: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза
- В начало «вынашивание» произведения: планировка и конкретизация рабочей идеи
- В начало
- Глава 4 «острота пера» или умелое владение методами?
- Методы сбора первичной информации
- В начало традиционные журналистские методы: наблюдение, эксперимент, интервью
- В начало нетрадиционные методы: прогнозирование и биографический метод
- В начало анализ и интерпретация полученных данных
- В начало
- Глава 5 факт как основа журналисткого произведения
- Природа и назначение факта в журналистском произведении
- В начало место факта в информационных жанрах
- В начало развертывание фактов в аналитических произведениях
- В начало от факта к документальному образу в художественно-публицистических жанрах
- В начало
- Глава 6 образ в журналистском произведении
- Гносеологические корни публицистического образа
- В начало образ автора в журналистском произведении
- В начало функции авторского «я»
- В начало автор – читатель: проблемы взаимодействия
- В начало
- Глава 7 поэтика документального письма
- Специфика условности в журналистском произведении
- В начало художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
- Глава 8 типы композиционных форм
- Композиция
- В начало сюжет
- В начало фабула
- В начало архитектоника
- В начало
- Глава 9 композиционные формы в различных жанрах журналистики
- В начало структурная организация информационных жанров
- В начало структурная организация аналитических жанров (на примере статьи)
- Заключение
- Литература
- Беседы с журналистами о профессиональном мастерстве
- В оглавление