§1. Общая характеристика форм и видов речи
Диалогическая речь - вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.
Монологическая речь – вид речи, обращенном к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.
Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).
Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).
Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.
Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.
Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием: например, «речь про себя».
Контрольные вопросы и задания
Задание 1. Прочитайте текст.
Ювелиры и чеканщики, кузнецы и гончары оставляют творения своих рук поколениям как память веков, безмолвную память. Они достойны великих похвал. Но какова же должна быть хвала и цена труда тех, кто кропотливо и любезно, бережно и нежно переписывает книги! Они раскрывают и расчищают дорогу для знаний сквозь невзгоды и жестокость тысячелетий, чтобы разум предков передать потомкам, и тем самым заставляют вести беседу, спорить, опровергать или продолжать дела великих мужей прошлого. Наверное, родится когда-нибудь поэт, который восславит труд переписчика-каллиграфа, без которого давно бы оборвались нить истории, развитие науки, забылись бы слова Сократа, стих Гомера и трактаты Аристотеля, мысли аль-Кинди и стихи Абу Наваса. Твой труд благодарен, Махмуд, твой калам ткет узоры вечности, в которых заложены дыхание, разум, смятение и счастье, любовь и жестокость, поиск, страдание и радость людей.
- Благодарение вам, Учитель, за ваши слова. Видит создатель, вы во сто крат превысили меру даров, которые я мог бы получить даже у самого богатого и щедрого заказчика. Ваши слова вдохнули в меня силу и открыли меня. Переписывая книги, мы наслаждаемся красотой слога ее создателя, восхищаемся глубиной его мысли, его разум, словно источник для нашей собственной жизни. Он утоляет жажду ищущего, подобно живительной влаге Зем-зема…
Вопросы к тексту
Как подействовали слова аль-Фараби на переписчика книг Махмуда?
О каких функциях языка идет речь в тексте? Найдите эти места.
Объясните, какие виды и формы речи представлены в тексте.
Что означает слово «каллиграфия»?
Задание 2.
а) «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - писал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Можно ли на этом основании считать, что основное назначение языка состоит в том, чтобы приносить людям удовлетворение от общения? Приведите примеры.
б) Конфуций писал, что общение с людьми – великое благо и в минуты горести, и в минуты радости. Объясните, почему?
в) «Язык повторяет то, что подсказано сердцем» (так утверждали в академии Платона). Аль-Фараби размышлял: «Но как тяжело, как неимоверно тяжко бывает тогда, когда язык не может вслух выразить то, что просится наружу, чего от него требует сердце?!» Почему так происходит?
Задание 3.
Прочитайте пословицы. Как Вы их понимаете? О каких видах речи говорится в них?
Хорошую речь хорошо и слушать.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Слово – серебро, молчание – золото.
Ласковым словом и камень растопишь.
Приведите примеры казахских пословиц о языке.
Задание 4.
Ниже приведен отрывок из романа А.Алимжанова «Возвращение учителя». Успешно ли прошел процесс общения? Почему?
- Как Вы считаете, Учитель, что я ценю в этих людях? – султан указал на слуг и на двух музыкантов, сидевших у входа в зал и ожидавших приказаний.
- Слуг – за их дар угождать, а музыкантов – еще и за их дар, который приносит нам наслаждение, ласкает наш слух, мой повелитель.
- Ты ошибаешься, Учитель. Я ценю их за преданность.
- Угождать и быть преданным – не одно и то же, мой повелитель, - заметил Абу Наср. Было очевидно, что его ответы начал раздражать не только султана, но и стоявшего рядом великого визиря.
- И то, и другое можно добыть богатством и силой. Дикий конь не подставит спину под седло, если его шею не стянет петля. А звон монеты ласково прозвучит и для слуги, и для красотки… - вступил в беседу визирь.
- Не всякая истина всеобъемлюща, досточтимый визирь. Не всякая женщина продаст свою честь за монету.
- Довольно споров и бесед! Начнем веселье! - приказал султан.
Задание 5.
Объясните, чем отличается разговор в семейном кругу за завтраком и разговор руководителя с подчиненным о проблемах в работе.
- Русский язык
- Рецензенты
- Раздел I. Язык и его основные функции.
- Глава 1. Язык и его основные функции
- Мировые языки
- Глава 2. Речь: виды и формы речи
- §1. Общая характеристика форм и видов речи
- §2. Устная речь: ее ведущие признаки
- §3. Письменная речь
- 3.1. Основные жанры письменной речи
- 3.2. Жанры учебно – профессиональной письменной речи:
- Глава 3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации
- Виды цепной связи
- 5. Абзац и сложное синтаксическое целое.
- Раздел 2.Функционально-смысловые типы речи
- Глава 1. Описание как функционально-
- Глава 2. Повествование как функционально-смысловой тип речи.
- Глава 3. Рассуждение как тип монологической речи
- Виды рассуждений
- Рассуждение-размышление
- Речеведческие понятия:
- Языковые средства, характерные для рассуждения
- Типовые фрагменты текста
- Памятка к анализу текста
- Порядок анализа связного текста
- Глава 1. Разговорный стиль
- § 1. Основные признаки разговорной речи
- § 2. Языковые особенности разговорного стиля
- Глава 2. Официально-деловой стиль
- §1. Общее понятие об официально-деловом стиле речи
- §2. Разновидности официально-делового стиля
- §3. Языковые особенности официально-делового
- §4. Основные жанры документации
- Частные деловые бумаги
- Глава 3. Публицистический стиль
- §1. Основные функции публицистики в обществе
- §2. Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля
- §3. Словообразовательные и грамматические средства
- Британцы не спешат ..., но и не противятся
- Малый бизнес еще не готов
- Система должна быть гармоничной
- Золотая латынь
- Глава 4. Hayчный стиль.
- § 1. Языковые особенности научной речи
- § 2.Аннотация, реферат, рецензия как основные
- Языковые средства, оформляющие аннотацию
- Языковые средства, оформляющие реферат (реферат-резюме)
- Раздел 4
- Тема научного текста
- Задание 1. Определите тему текстов.
- Коммуникативная задача текста
- Микротема научного текста
- Данная и новая информация текста
- Роль предложения в тексте
- Д1 д2
- Цепной способ развития информации
- Цепной способ развития информации между предложениями.
- Раздел 5. Основы компрессии научного текста
- Составление плана к тексту
- Тезирование – составление тезисов
- Конспектирование
- Как слушать и записывать лекции
- Композиция научного текста
- Цитирование
- Общие требования к цитируемому материалу.
- Основные правила оформления цитат
- Аннотирование и реферирование научных текстов
- Справочно-библиографическое описание
- Познание как вид деятельности
- Р е ф е р а т
- Гипотеза – эксперимент – практика
- Рецензирование
- Приведенные ниже дефиниции рецензии дают возможность определить, в чем рецензия как вид компрессии текста отличается от реферата, аннотации, тезисов.
- Резюме – выводы
- Конспектирование вторичных текстов
- Раздел 6
- Глава 1. Основы культуры речи
- Некоторые типичные ошибки в словоупотреблении
- Глава 2. Проблемы практической стилистики
- Цифровые ответы /ключи/
- Глава 3. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи
- Ошибки по отдельным уровням языковой системы
- Литература