logo
RUSSKIJ_YaZYK

§3. Словообразовательные и грамматические средства

публицистического стиля

Публицистический стиль постоянно пополняется за счет специфических словообразовательных средств: увеличивается количество слов с приставками: анти-, контр-, нео~, псевдо-, ультра- (антиобщественный, антифашист, неополитизм, контраргумент, псевдодемократ, ультралевый, ультрареакционный и т.п.); очень продуктивны слова с суффиксами -ость, -ств, -ени, интернациональными суффиксами - ци(я), изация(я), -ист, -изм, -ант (индустриализация, гуманизм, оккупант и т.д.).

На морфологическом уровне публицистический стиль характеризуют формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные, формы страдательных и действительных причастий, императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию (массово-политический, культурно-гуманитарный, созданный, фиксируемый, фашиствующий; освобождение ... завершили ...).

Синтаксис публицистического стиля характеризуется употреблением количественно-именных сочетаний, устойчивых словосочетаний, именных словосочетаний с родительным падежом, предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, прямой и косвенной речью, вводными словами и конструкциями, риторических вопросов и обращений.

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Выберите из газеты не менее 20 публицистических слов. Половина из них должна иметь положительно-оценочную окрашенность, остальные - отрицательно-оценочную. В десяти случаях слова должны быть даны в составе предложений.

Задание 2.

Выберите из газетно-журнальных текстов не менее 10 публицистических фразеологизмов. Покажите на их примере положительно-оценочную и отрицательно-оценочную окрашенность в публицистических контекстах.

Образец выполнения задания:

  1. Фразеологизированные выражения публицистического стиля, имеющие положительно-оценочную окрашенность: люди доброй воли, мировое сосуществование, ...

  2. Фразеологизированные выражения публицистического стиля, имеющие отрицательно-оценочную окрашенность: желтая пресса, правящие круги, ...

Задание 3.

Проанализируйте лексико-фразеологический состав международного обозрения. Какие пласты слов в нем преобладают? Выпишите из текста словосочетания, наиболее часто встречающиеся в публицистических текстах на международные темы. Объясните их значение.

Турция и Казахстан разводят тучи над Ираком

Визит генерального секретаря ООН в Багдад в какой-то степени разрядил напряженность в мировом сообществе, затаив дыхание наблюдавшем за развитием событий на Ближнем Востоке. Триумфальное объявление о достигнутых договоренностях между Тариком Азизом и Кофи Аннаном, прибывшим в Ирак 20 февраля, дало надежду мировым экспертам ожидать несилового разрешения конфликта. Одним из ярых сторонников ненасильственного примирения противоборствую­щих сторон выступила Турция. Этот факт представляет особый интерес для наблюдателей, так как во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году именно Турция предоставляла для американских бомбардировщиков военно-воздушную базу Инджирлик.

Надо отметить, что Турция проявила заметную активность в осуществлении ряда инициатив по предотвращению конфликта, включая многочисленные контакты и консультации с заинтересованными сторонами и со странами региона, на которых более всего может повлиять разрастание кризиса.

В заявлении президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, сделанном после визита Кофи Аннана в Багдад, также отмечалась приверженность Казахстана с момента начала конфликта политическим средствам разрешения острой ситуации в Ираке. Лидер Казахстана подчеркнул особую роль Организации Объединенных Наций в мировом урегулировании сложившегося положения и призвал иракское руководство к неукоснительному выполнению резолюций Совета Безопасности ООН. Как было сказано в официальном заявлении, Казахстан придерживается твердого мнения о том, что только этот орган вправе принимать решения об использовании вооруженной силы в отношении любого государства.

Очевидно, что Турция и Казахстан преследуют одну и ту же благородную цель - недопущение войны.

Задание 4.

Прочитайте тексты, определите их тематику. Какая тема в этих текстах является сквозной?