Глава 3. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи
(Классификация и примеры Н.Н.Романовой и А.В.Филипова)
Собственно стилистические ошибки
1. Нарушения правил речевого этикета:
Обращение на «ты» к собеседнику в неадекватной для этого ситуации; неуважительное наименование лица (например, наш шеф вместо наш директор, начальник, заведующий; ее отпрыск и др.) обозначение местоимением он, она присутствующего при разговоре лица и др.
2. Неоправданное смешение стилей:
Вставление иностилевого средства в высказывание, в целом выполненное в другом стиле, или же наблюдается серьезная стилистическая мешанина:
Убедительно прошу вас выслать вашу книгу (в частной телеграмме вместо: Вышлите, пожалуйста, вашу книгу);
Бог рассердился на них (вместо разгневался);
Онегин был светский парень, приехавший из Петербурга (вместо разговорного парень нужно: молодой человек);
Умышленная или нечаянная вульгаризация речи введением отдельных вульгаризмов (намылился, засветился и т.п.) в свою в целом литературно-разговорную нормированную речь.
Неумело реализуемое или же напускное стремление к изысканности в речи, к ее украшению.
Соня вызвала весь огонь судьбы на себя; Тема народа в произведении ярко светится на каждой странице; Пушкин был уверен, что взойдет прекрасная заря. И сам был готов принять участие в ее восходе.
4. Злоупотребление иностранными словами и синтаксическими оборотами других языков (варваризмы). Так, например, изъясняются персонажи комедии Д.И.Фонвизина «Бригадир»: Оставьте такие разговоры. Разве нельзя о другом дискюрировать?; Я капабельна с тобою развестись; Черт меня возьми, ежели я помышляю его менажировать; Я индиферан во всем том, что надлежит до моего отца и матери. В наше время злоупотребляют больше американизмами, вставляя в речь слова типа джус, кол-форвард, прайм-тайм.
5. Бедность стиля: Говорящий или пишущий обходится небольшим количеством слов; в отношении употребления синтаксических моделей — берутся лишь некоторые и не привлекаются многие другие, что создает синтаксический «монотон»: однообразие стилистических приемов, фигур речи, а то и полное их отсутствие: вместо Мне кажется, что… можно сказать Сдается мне, что…; вместо смешной случай — потешный случай; вместо Я не люблю такую музыку — Мне претит такая музыка и т.п.
6. Банальность стиля: Затасканные выражения, в том числе и яркие, но «примелькавшиеся»: Зима вступила в свои права, видно невооруженным глазом; Желаю тебе сибирского здоровья, кавказского долголетия; Это не столько его вина, сколько его беда; Думаю, что не ошибусь, если скажу, что… и т.п.; банальные обороты речи в письмах: Добрый день или вечер!, Жду ответа, как соловей лета.
7. Бомбаст: Неоправданно торжественный, напыщенный стиль.
Что же делали до сих пор все эти Пушкины, Лермонтовы, Бороздины? Удивляюсь. Народ пляшет комаринского, эту апофеозу пьянства, а они воспевают какие-то незабудочки! Зачем же не напишут они более благонравных песен для народного употребления и не бросят свои незабудочки! Это социальный вопрос! (Ф.М.Достоевский, Село Степанчиково и его обитатели).
8. «Птичий язык»:Лексически и синтаксически усложненный, тяжеловесный заумный язык (стиль) научного или философского характера.
«Предуготовительное вступление в область мышления. Теория общности, совокупности, сущности, и в применении к уразумению органических начал обоюдного раздвоения общественной производительности». Что ни разворачивал Чичиков книгу, на всякой странице — проявление, развитие, абстракт, замкнутость и сомкнутость, и черт знает чего там не было (Н.В. Гоголь).
- Русский язык
- Рецензенты
- Раздел I. Язык и его основные функции.
- Глава 1. Язык и его основные функции
- Мировые языки
- Глава 2. Речь: виды и формы речи
- §1. Общая характеристика форм и видов речи
- §2. Устная речь: ее ведущие признаки
- §3. Письменная речь
- 3.1. Основные жанры письменной речи
- 3.2. Жанры учебно – профессиональной письменной речи:
- Глава 3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации
- Виды цепной связи
- 5. Абзац и сложное синтаксическое целое.
- Раздел 2.Функционально-смысловые типы речи
- Глава 1. Описание как функционально-
- Глава 2. Повествование как функционально-смысловой тип речи.
- Глава 3. Рассуждение как тип монологической речи
- Виды рассуждений
- Рассуждение-размышление
- Речеведческие понятия:
- Языковые средства, характерные для рассуждения
- Типовые фрагменты текста
- Памятка к анализу текста
- Порядок анализа связного текста
- Глава 1. Разговорный стиль
- § 1. Основные признаки разговорной речи
- § 2. Языковые особенности разговорного стиля
- Глава 2. Официально-деловой стиль
- §1. Общее понятие об официально-деловом стиле речи
- §2. Разновидности официально-делового стиля
- §3. Языковые особенности официально-делового
- §4. Основные жанры документации
- Частные деловые бумаги
- Глава 3. Публицистический стиль
- §1. Основные функции публицистики в обществе
- §2. Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля
- §3. Словообразовательные и грамматические средства
- Британцы не спешат ..., но и не противятся
- Малый бизнес еще не готов
- Система должна быть гармоничной
- Золотая латынь
- Глава 4. Hayчный стиль.
- § 1. Языковые особенности научной речи
- § 2.Аннотация, реферат, рецензия как основные
- Языковые средства, оформляющие аннотацию
- Языковые средства, оформляющие реферат (реферат-резюме)
- Раздел 4
- Тема научного текста
- Задание 1. Определите тему текстов.
- Коммуникативная задача текста
- Микротема научного текста
- Данная и новая информация текста
- Роль предложения в тексте
- Д1 д2
- Цепной способ развития информации
- Цепной способ развития информации между предложениями.
- Раздел 5. Основы компрессии научного текста
- Составление плана к тексту
- Тезирование – составление тезисов
- Конспектирование
- Как слушать и записывать лекции
- Композиция научного текста
- Цитирование
- Общие требования к цитируемому материалу.
- Основные правила оформления цитат
- Аннотирование и реферирование научных текстов
- Справочно-библиографическое описание
- Познание как вид деятельности
- Р е ф е р а т
- Гипотеза – эксперимент – практика
- Рецензирование
- Приведенные ниже дефиниции рецензии дают возможность определить, в чем рецензия как вид компрессии текста отличается от реферата, аннотации, тезисов.
- Резюме – выводы
- Конспектирование вторичных текстов
- Раздел 6
- Глава 1. Основы культуры речи
- Некоторые типичные ошибки в словоупотреблении
- Глава 2. Проблемы практической стилистики
- Цифровые ответы /ключи/
- Глава 3. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи
- Ошибки по отдельным уровням языковой системы
- Литература