Р е ф е р а т
Слово «реферат» согласно толковому словарю С.И. Ожегова означает «краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением».
Понятие «реферат» в специальном государственном стандарте приводит такую дефиницию: «Реферат – краткое изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата».
Реферирование представляет собой интеллектуальный процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового вторичного текста.
ВИДЫ РЕФЕРАТОВ
Различаются два основных вида реферата: библиографические и учебно-научные.
По полноте изложения содержания библиографические рефераты подразделяются на информативные и индикативные. Информативные (рефераты-конспекты) содержат в обобщенном виде основные положения первоисточника. Индикативные (указательные, или рефераты-резюме) содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа; все второстепенное для данной темы в индикативном реферате опускается.
По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на: а) монографические, составленные по одному тексту; б) обзорные, составленные по нескольким текстам на одну тему. «Сводный реферат – это реферат, составленный на основе нескольких документов».
По читательскому назначению рефераты делятся на общие, излагающие содержание документа в целом в расчете на широкий круг читателей, и специализированные, в которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.
Особый интерес для студентов при написании курсовых и дипломных работ представляют информативные рефераты.
С этой точки зрения различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные предполагают творческое осмысление реферируемой литературы.
Виды репродуктивных рефератов: а) реферат-конспект;в) реферат-резюме. Реферат-конспект содержит в общем виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о полученных результатах и сферах их применения. Реферат-резюме – приводит только основные положения, обобщенные в выводах и тесно связанные с темой текста.
Виды продуктивных рефератов: а) реферат-обзор; в) реферат-доклад. Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Реферат-доклад – дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Объем реферата может составлять 15-30% реферируемой работы, при этом опускаются доказательства, аргументы, примеры, нет повторений для закрепления темы.
Задание.
Ознакомьтесь с рефератом-резюме текста «Как делаются научные открытия».
В тексте «Как делаются научные открытия» рассматриваются проблемы природы научных открытий и творчества, отмечается, что толчком для поисков является наличие неизученного, неизвестного, скрытого, что требует все более глубокого познания мира, его закономерностей.
В тексте освещен поэтапный процесс исследовательской работы, приводящий ученого к открытию. Дается определение мыслительного творческого процесса, подчеркивается, что в исследовательской работе находит наиболее яркое выражение способность и талант человека к продуктивному мышлению.
Основное внимание в тексте уделяется тому, как ученый приходит к открытию от постановки задачи к поиску путей решения задачи. А также о состоянии вдохновения ученого, которому он отдает всю силу своего интеллекта.
В заключение можно сказать о том, что в тексте формулируется вывод: подлинное научное открытие – это всегда итог огромного творческого темперамента, характера.
Задание.
Определите тип реферата. «Адам Смит», «Давид Рикардо» по книге «Юность науки».
Статьи имеют общую тематическую направленность. В названных статьях дается описание научной деятельности А. Смита и Д. Рикардо, представителей английской классической политической экономии. Автор называет основные труды ученых и рассматривает вопросы, разработанные А. Смитом и Д. Рикардо.
В первой статье «Адам Смит» автор рассматривает сущность экономического учения А. Смита. Он анализирует двойственность его методологии, которая отразилась на рассмотрении всех экономических категорий.
Автор исследует и основные категории А. Смита: стоимость, заработную плату, прибыль, ренту и др. Автор отмечает, что учение А. Смита является вершиной экономической мысли в Англии начала промышленного переворота.
Во второй статье «Д. Рикардо» автор отмечает, что Рикардо является ученым, завершившим развитие классической буржуазной политической экономии.
Автор подчеркивает, что Рикардо сумел отказаться от двойственности, присущей учению А. Смита, что позволило ему более последовательно рассмотреть экономические категории.
Оценивая труды А. Смита и Д. Рикардо, ученый мир признает их значение для развития экономической науки.
Задание.
Напишите реферат-резюме к данному тексту.
- Русский язык
- Рецензенты
- Раздел I. Язык и его основные функции.
- Глава 1. Язык и его основные функции
- Мировые языки
- Глава 2. Речь: виды и формы речи
- §1. Общая характеристика форм и видов речи
- §2. Устная речь: ее ведущие признаки
- §3. Письменная речь
- 3.1. Основные жанры письменной речи
- 3.2. Жанры учебно – профессиональной письменной речи:
- Глава 3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации
- Виды цепной связи
- 5. Абзац и сложное синтаксическое целое.
- Раздел 2.Функционально-смысловые типы речи
- Глава 1. Описание как функционально-
- Глава 2. Повествование как функционально-смысловой тип речи.
- Глава 3. Рассуждение как тип монологической речи
- Виды рассуждений
- Рассуждение-размышление
- Речеведческие понятия:
- Языковые средства, характерные для рассуждения
- Типовые фрагменты текста
- Памятка к анализу текста
- Порядок анализа связного текста
- Глава 1. Разговорный стиль
- § 1. Основные признаки разговорной речи
- § 2. Языковые особенности разговорного стиля
- Глава 2. Официально-деловой стиль
- §1. Общее понятие об официально-деловом стиле речи
- §2. Разновидности официально-делового стиля
- §3. Языковые особенности официально-делового
- §4. Основные жанры документации
- Частные деловые бумаги
- Глава 3. Публицистический стиль
- §1. Основные функции публицистики в обществе
- §2. Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля
- §3. Словообразовательные и грамматические средства
- Британцы не спешат ..., но и не противятся
- Малый бизнес еще не готов
- Система должна быть гармоничной
- Золотая латынь
- Глава 4. Hayчный стиль.
- § 1. Языковые особенности научной речи
- § 2.Аннотация, реферат, рецензия как основные
- Языковые средства, оформляющие аннотацию
- Языковые средства, оформляющие реферат (реферат-резюме)
- Раздел 4
- Тема научного текста
- Задание 1. Определите тему текстов.
- Коммуникативная задача текста
- Микротема научного текста
- Данная и новая информация текста
- Роль предложения в тексте
- Д1 д2
- Цепной способ развития информации
- Цепной способ развития информации между предложениями.
- Раздел 5. Основы компрессии научного текста
- Составление плана к тексту
- Тезирование – составление тезисов
- Конспектирование
- Как слушать и записывать лекции
- Композиция научного текста
- Цитирование
- Общие требования к цитируемому материалу.
- Основные правила оформления цитат
- Аннотирование и реферирование научных текстов
- Справочно-библиографическое описание
- Познание как вид деятельности
- Р е ф е р а т
- Гипотеза – эксперимент – практика
- Рецензирование
- Приведенные ниже дефиниции рецензии дают возможность определить, в чем рецензия как вид компрессии текста отличается от реферата, аннотации, тезисов.
- Резюме – выводы
- Конспектирование вторичных текстов
- Раздел 6
- Глава 1. Основы культуры речи
- Некоторые типичные ошибки в словоупотреблении
- Глава 2. Проблемы практической стилистики
- Цифровые ответы /ключи/
- Глава 3. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи
- Ошибки по отдельным уровням языковой системы
- Литература