logo
Ответы по ТПМИ-2

7. Возникновение кинематографа.

Кинематограф происходит от греческого слова «кинема», что означает "движение". По-французски это слово произносится «синема», именно поэтому в России движущиеся изображения вначале назывались на французский лад «синематографом».

В 1874 г. французский астроном Ж. Жансен разработал «фотографический револьвер», который в течение 72 секунд давал 48 снимков. Немного позже появились аналогичные хронографические аппараты, которые делали снимки на стеклянной пластине или бумажной ленте с частотой 10—20 снимков в секунду.

Важным шагом на пути к кинематографу был переход от фотографирования на отдельных пластинках к снимкам на единой ленте или пленке. В 1868 г. была изобретена первая из пластмасс - целлулоид, который и стал применяться в качестве такой пленки. До начала ХХ века целлулоид производился в листах и потом разрезался на ленты. Эти ленты стали называть пленками, а в дальнейшем этим словом стали навызваться кинокартины.

Созданием первого кинематографического аппарата занимались многие изобретатели в разных странах: в 1891 г. — Эдисон (США), называвший свой прибор «кинетоскопом» (в кинетоскопе изображение нужно было рассматривать через окуляры, что сильно ограничивало количество зрителей; в 1893 г.— И. А. Тимченко и М. Ф. Фрейденберг (Россия); в 1894 г.—Ж. А. Лерой (США); в 1895 г.—У. Латам (США); в 1895 г.— Ф. У. Поул (Англия); в 1896 г.— Т. Армэт (США) и др.

Наибольшего успеха добились братья Луи-Жан и Огюст Люмьеры из Лиона. В 1895 г. Они сделали первую версию проекционного аппарата, с помощью которого демонстрировали первые фильмы, снятые или же. Тогда же О. Люмьер совместно с электротехником Ж. Карканье создали первый киносъемочный аппарат. Всем известны первые короткометражные документальные фильмы братьев Люмьер «Прибытие поезда», «Политый поливальщик» и др. Их демонстрация началась в конце 1895 г. в Большом кафе на Бульваре капуцинов в Париже. Проекционный аппарат приводился в движение вращением ручки.

В других странах также велись работы по созданию и совершенствованию киноаппаратуры. Киноаппараты в конце XIX в. имели множество разных названий: фантоскоп, витаскоп, биоскоп, биограф и т. д. В 1896 г. Эдисон выкупил патент на проекционный аппарат Т. Армэта, но конкурировать с кинаметографом братьев Люмьер было трудно.

Первые игровые сюжетные фильмы начал снимать в 1896 г известный французский фокусник Ж. Мельес. К 1910 г. на счету его студии было 4 тысячи фильмов. Именно Мельес впервые раскрыл огромные возможности кинематографа как нового жанра искусства, использовалего при постановке фантастических и трюковых сцен.

За сравнительно короткий промежуток времени кинематограф получил значительное распространение.

Затем были предприняты первые попытки озвучить кинофильмы. Эдисон пытался использовать свой фонограф для синхронизации изображения и звука. В 1914 г. он сконструировал новый прибор - кинетофон, позволяющий осуществить такую синхронизацию. Однако устройство было слишком сложным, со временеи из-за износа ленты чсовпадение изображения и звука начинало теряться.

Поэтому в первые двадцать лет XX в. кино было немым, практиковалось только музыкальное сопровожление, реже - вокальное или с помощью граммофона.

Кино еще много лет оставалось «великим немым», как его тогда прозывали. Иногда однообразие черно-белых кадров оживлялось съемкой на специально окрашенной ленте.