logo
Учебное пособие

5.2.7. Виртуальная реальность

Если взять исходные данные анимаций с соответствующими сценами и движениями объектов и добавить интерактивные компоненты управления (например, джойстик, трехмерную мышь, специальный шлем и перчатки) с тем, чтобы обеспечить возможность погрузиться в этот мир, получим виртуальную реальность VR (Virtual Reality). Ее еще называют «Immersion» (погружение). Соответствующие устройства высококачественной проекционной и демонстрационной техники дают возможность изменения положения наблюдателя и направления его взгляда. Проекционная техника предоставляет множество вариантов: от так называемого «шлема данных», надеваемого на голову (рис. 5-2), до проекционных помещений, называемых «CAVEs» (Cave Automated Virtual Environment).

Рисунок 5-2 – Компоненты для интерактивного взаимодействия человека и машины в виртуальной реальности: специальные перчатки и шлем

Как и при анимации, трехмерная техника визуализации базируется на соответствующем программном обеспечении. В отличие от анимации, в которой действие разворачивается вне зависимости от времени представления, вычисления в виртуальной реальности должны осуществляться в режиме реального времени, одновременно с демонстрацией. В последние годы это привело к бурному развитию специального графического аппаратно-программного обеспечения, которое позволяет достигать требуемого объема передачи информации и осуществлять демонстрацию в реальном времени. Позиция и направление взгляда наблюдателя формируются динамическим положением камеры, а постоянное изменение этих параметров приводит к постоянным новым вычислениям. К областям применения виртуальной реальности относятся: моделирование и тренажерные системы (например, имитаторы по и вождения) или программы дизайна (например, лета в машиностроении), или устройства для развлечений.