logo
Автомобильная пресса и ее особенности

1.1 Общая теория СМИ

Газета -- печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц.

Газеты делятся:

· по принципу территориального распространения и охвату аудитории -- общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации), многотиражные, профессиональные;

· по тематике -- деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные;

· по возрастному принципу -- детские, молодёжные газеты, газеты для пенсионеров и т.д.;

· по периодичности -- ежедневные (утренние или вечерние), еженедельные, ежемесячные;

· по формату -- A4, Берлинер, A3, A2;

· по стилю оформления -- цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками;

· по качеству: солидные, популярные, «желтые»;

· по стоимости -- платные и бесплатные; http://wikipedia.org/wiki

Журнал -- печатное периодическое издание. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 "Печатные издания" "периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художественные произведения".

Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций.

Журналы, как и газеты, классифицируются:

· по периодичности -- не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также выходящие раз в два месяца или реже;

· по формату;

· по тематике;

· по характеру подачи информации

Плюсы печати:

· возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;

· возможность отложенного чтения - до удобного времени;

· возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).

· Минус печати:

· недостаток оперативности;

· отсутствие непосредственной интерактивности;

· дороговизна.

Интернет-журнал -- периодическое издание в интернете. Все издания в Интернете можно совершенно четко разделить на две категории - собственно сетевые издания и онлайновые версии печатных СМИ. Эта классификация, как правило, не вызывает споров и недопонимания, хотя здесь бывают противоречия и недоразумения. Так, отнюдь не всегда сетевое издание с названием, аналогичным названию печатного, представляет в Сети своего собрата. Электронные журналы можно разделить на три группы:

· параллельные электронные журналы -- электронные версии традиционных печатных изданий. Печатная и электронная версии -- идентичны;

· интегрированные электронные журналы -- издаются в двух видах, которые дополняют друг друга;

· оригинальные электронные журналы -- издаются только в электронном виде.

Статьи, как правило, публикуются еженедельно или ежемесячно, и в этом похожи на блоги. Однако на главной странице обычно размещены лишь заголовки тем, а не напечатан полный текст статей. Интернет-журналы могут, как существовать на отдельных веб-сайтах, так и рассылаться по электронной почте или на CD-дисках. Некоторые издатели по истечению определенного периода записывают статьи на диск и рассылают по обычной почте. Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печатные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это значит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности электронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех электронных СМИ - их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме. В настоящее время есть множество хорошо развитых печатных газет и журналов автомобильной тематики, но именно интернет-журналы становятся все более значимыми для читателя.

1.2 История развития автомобильной прессы в России

Развитие автомобильной прессы в России тесно связано с динамикой российского авторынка и прежде всего с развитием рынка легковых автомобилей. Первые, довольно уверенные шаги автомобильная пресса сделала тогда, когда никакого рынка автомобилей не было. Первый период истории автомобильной прессы приходится на советские годы с 1923 по 1990. Первым автомобильным журналом был «Автомобильный транспорт», ведомственный журнал для профессиональных автомобилистов. Он выходит и сегодня заявленным тиражом 40 тысяч экземпляров и распространяется по подписке. Данное издание относится к категории ведомственной прессы и находится вне рынка автомобильной периодики.

В 1928 году начинает выпускаться нынешний лидер автомобильного сегмента прессы, журнал «За рулем», который на протяжении 62 лет оставался единственным массовым изданием для советских автолюбителей. Стартовав в 1928 году с тиража 25 тысяч экземпляров, журнал уже к концу года увеличил тираж до 40 тысяч, а в 1938 году утроил его, доведя до 120 тысяч. При этом надо отметить, что до Великой отечественной войны легковые автомобили не продавались гражданам. Автомобилем могли наградить, его можно было выиграть в государственную лотерею, списанный автомобиль мог купить высокопоставленный военный. Но общее число частных автовладельцев во всем СССР исчислялось всего лишь сотнями, а с началом войны почти все автомобили были изъяты. То есть интерес и любовь к автомобилю носили в значительной степени платонический характер.

На рубеже 40-50 гг. началось массовое производство «Москвичей», «Побед» и «ЗиМов», которые стали продавать в частные руки. В 1965 году было произведено 64 тысячи легковых автомобилей, в 1970 - 123 тысячи, а в 1977 - уже 1 миллион 107 тысяч.

В 60-80гг в советском обществе сложился устойчивый потребительский идеал: «квартира + дача + машина». Автомобиль был включен в этот идеал как атрибут успеха, символ престижа, высокого статуса и богатства. В 1985 году в личном пользовании находилось уже 12,5 млн автомобилей. Это был мощный катализатор интереса к единственному в то время автомобильному журналу, тираж которого в 1988 году достигал чуть менее 5 млн экземпляров. То есть каждый третий автовладелец приобретал журнал «За рулем». Сегодня парк легковых автомобилей составляет 35 млн. Суммарный разовый тираж всех автомобильных изданий, включая региональные СМИ, а также каталоги - около 4,5 млн. (оценка, включающая не только сертифицированные издания, но и те, по которым НТС способна провести экспертизу тиража). То есть сегодня автомобильную прессу приобретает только каждый восьмой автовладелец.

Второй этап развития автомобильной прессы начался после принятия закона СССР «О печати и других СМИ» (12.06 1990г.), отменившего цензуру и давшего старт возникновению негосударственной прессы. В автомобильном сегменте сразу же были созданы два издания, которые и сегодня играют в нем заметную роль и входят в группу лидеров рынка: «Клаксон» и «Авторевю». Закончился период монополии «За рулем». Началась конкуренция за читателя, а впоследствии и за рекламодателя.Третий этап начался уже в постсоветской России и связан с развитием рекламного рынка. В этот период возникло около тысячи автомобильных изданий, часть из которых прекратили существование. Сегодня рынок автомобильной прессы насчитывает около 400 изданий, из которых около 50 федеральных и порядка 350 региональных