logo
Автомобильная пресса и ее особенности

2.4 Автомобильная пресса на рынке рекламы

Одно из главных отличий автомобильного сегмента прессы это наличие профильного сегмента рекламного рынка. Почти две трети рекламных доходов автомобильных изданий составляет реклама автомобилей и сопутствующих товаров и услуг. Исключение составляют TOPGEAR, Автогид («Из рук в руки») и «Автомобили и цены», в которых непрофильная реклама по объему превышает автомобильную. Данные получены GullupAdFact методом контент-анализа прайсов изданий без учета скидок и НДС. По данным экспертов, средний уровень скидок (с учетом т.н. сопутствующей рекламы) составляет в ведущих контентных автомобильных изданиях 60,4%.Самые маленькие скидки у «Авторевю» и «За рулем», самые большие - «Quattroruote». Это среди лидирующей группы. У большинства менее успешных изданий, по мнению экспертов скидки еще внушительней. По насыщенности рекламой ведущие автомобильные издания распределяются следующим образом: «Клаксон» традиционно лидирует по этому показателю среди ведущих автомобильных изданий.

Если сопоставить объемы рекламы автомобильных изданий с реальными тиражами, можно отметить несоответствие между рекламными доходами и рекламными потенциалами отдельных изданий. На показатель дохода на экземпляр влияет качество работы рекламной службы ИД, в целом влиятельность издательства в том числе и в рекламном мире. Но приведенный выше разброс цифр, характеризующий несоответствие рекламных доходов изданий их рекламному потенциалу, невозможно объяснить разным уровнем работы рекламных служб. Врядли можно всерьез утверждать, что рекламная служба журнала «ФОРСАЖ» работает в 10 раз эффективнее, чем опытные рекламщики «Авторевю», или ИД «Бурда», продающие рекламу журнала «Автомир». Непропорционально высокие доходы «Автопилота», несопоставимые с его маленьким тиражом еще можно объяснить сильной рекламной службой ИД «Ъ», но рекламный успех «Офф-роуд Dрайв» уже явно требует иного объяснения. Причина во многом в той, весьма спорной валюте, которая является основой распределения рекламных бюджетов. В данных TNS об аудитории изданий, которые далеки от реального количества читателей каждого выпуска изданий.

Одной из проблем, с которой в ближайшее время столкнется рынок прессы, является запрет на размещение рекламы алкогольных изделий и пива в прессе. Реклама алкоголя и пива по данным TNS занимает 6% в общем рекламном бюджете автомобильных изданий. Несколько больше других от этого запрета пострадают «5 колесо» и «TopGear» в бюджете которых алкоголь занимает 14%, «Quattroruote» и «Авторевю» (алкоголь по 10%) и «За рулем» (9%).Значительно меньшие проблемы вызовет вступление в силу антитабачного закона, в котором предусматривается полный запрет рекламы табака, поскольку доля этой рекламы в бюджете автомобильной прессы составляет 0,25%. Структура розничного рынка распространения автомобильной прессы существенно отличается от структуры дистрибуции российской периодики в целом. Основным каналом розничных продаж российской прессы остаются киосковые сети. Роль супермаркетов растет, но все-таки через них продается в 2,4 раза меньше газет и журналов, чем через киоски. Ситуация на рынке автомобильной прессы прямо противоположная. Основным и растущим каналом распространения являются супермаркеты и АЗС, а роль киосков для автомобильной прессы снижается так же как и роль подписки, доля которой неуклонно падает в общем объеме распространения автомобильных изданий и сегодня составляет менее 10% от общего тиража.