logo search
Аналитическая работа журналиста на ТВ (по материалам программы "Эпицентр")

2.1 Обзор аналитических программ телеканала «Югра»

Сегодня сетка вещания ТК «Югра» составлена так, что телеканал представляет собой практически прообраз общественного телевидения, где 3 % от общего числа программ составляет культурно-просветительская тематика, учебная - 10%. С самого начала телеканал задумывался как семейный, т. е. направленность аудитории была «от мала до велика». Поэтому в сетке вещания информационно-аналитические программы, такие как «Новости», программа «Эпицентр», общественно-политическая программа «Дайте слово» и др., составляют около 15% от общего объема вещания. Детские и молодежные программы, мультфильмы, учебные передачи, детское кино, сказки ? примерно 19-20%, спортивное вещание отражается в таких программах как «Спортивный калейдоскоп», «Суперлига», международные трансляции по биатлону, трансляции игр континентальной хоккейной лиги, чемпионатов по волейболу, мини-футболу и т. д., на их долю приходится 5% от общего объема вещания. Музыкальная составляющая канала, примерно 12%, выходит в эфир в виде программ «Аллея звезд» с Иваном Цыбиным, в многочисленных клипах, так называемых «минутках отдыха».

Телерадиокомпания «Югра» начала свою работу еще в 1998 году, выросла в самостоятельный 20-часовой телеканал уже к 2000 году. В последствии трижды, в 2002-м, 2004-м и 2007г.г. признавалась Национальной ассоциацией телерадиовещателей России (НАТ) «лучшей телекомпанией года». Сегодня аудитория канала ? более 3-х миллионов зрителей, а в копилке компании десятки наград престижных телевизионных фестивалей и профессиональных форумов.

О наградах и премиях в различных фестивалях и конкурсах можно много говорить, но все же мы остановимся на работниках телерадиокомпании. Как говорит Е. В. Ахмадулин: «Телевизионный журналист практически никогда не работает в одиночку, он является членом коллектива, результаты усилий которого приводят к появлению окончательного материала» [8]. По сути своей телевидение является огромной машиной, а составляющие ее части - это операторы, осветители, монтажеры, журналисты и многие другие. Нельзя вычеркнуть ни одно звено из составляющих продукта. Каждый отвечает за свой этап: журналист за текст, оператор за картинку, звукорежиссер, соответственно, за звук. От каждого человека зависит качество и форма изготавливаемого продукта, будь то программа или сюжет, новости или детская передача. Но за жанр, в котором создается материал изначально, отвечает только автор, в нашем случае журналист. Будет ли это репортаж, журналистское расследование, интервью или комментарий ? это является задумкой автора. О том, как рождается тот или иной продукт, мы поговорим немного позже, а пока разберем аналитическую часть телерадиокомпании. Всего на телеканале представлено 9 информационно-аналитических программ, рассмотрим некоторые из них.

Ток-шоу «Дайте слово»

Программа заявлена на сайте как ток-шоу, общественно-политическая программа, основанная на беседе, участие в которой может принять любой желающий. Тематика программы разнообразна ? политика, экономика, социальная сфера и многое другое. Выходит в эфир в записи один раз в месяц, сразу записывается несколько программ (пакет) с расчетом на 2-3 месяца. Тема задается руководителем редакции аналитического отдела, либо возникает насущная проблема, о чем сигнализируют звонки в редакцию, информационные поводы программы «Новости», либо программы приурочены к какой-либо знаменательной дате, которая отмечается в ближайшее время, не далеко от дня выхода программы в эфир. Информационным поводом для программы может также являться история героя, в которой обрисовывается проблема и, следовательно, тема программы. В студию приглашаются зрители, готовые обсудить решение, муниципальные служащие, представители органов местного самоуправления, служащие различных департаментов, представители власти, у которых есть достаточно полномочий и знаний для обсуждения, разъяснения и изменения сложившейся ситуации. Ведущая программы является связующим звеном между ее элементами и отдельными участниками[8]. В процессе обсуждения обозначается одно или несколько событий, проблем и пути их решения. Вся аналитическая составляющая ток-шоу заключается в беседе экспертов, ведущей и зрителей, в процессе которой и происходит анализ сложившейся ситуации. Находятся новые методы работы, зрители и телезрители информируются о проделанных действиях, выясняются причинно-следственные связи тех или иных событий, с помощью экспертов прогнозируются дальнейшие действия.

Программа «Разговор с Натальей Комаровой»

Информационно-аналитическая программа выходит в эфир раз в месяц. Ориентирована эта программа на зрительскую аудиторию от 25 до 60 лет. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры Наталья Комарова обсуждает с ведущим актуальные темы социально-экономической и политической жизни Югры и отвечает на вопросы жителей округа. В программе используются сюжеты на актуальные темы, подготовленные корреспондентами телекомпаний округа.

Программа под таким названием стала выходить в эфир сравнительно недавно, с вступлением в должность Н. Комаровой весной 2010 года. Ранее подобная программа называлась «От первого лица» и выходила в прямом эфире ОТРК «Югра» из студии в Ханты-Мансийске. Вместе со сменой Губернатора поменялось название передачи, метод съемки, декорации, вместо двух ведущих программу ведет один журналист. Но не поменялся смысл: жителей округа всегда интересовали итоги месяца и взгляд главы округа на проделанную работу, о чем свидетельствует большое количество звонков в студию.

«Персональный счет»

Социально-экономическая программа «Персональный счет» доступным языком для самой широкой аудитории рассказывает о переменах в экономике и о том, как эти перемены влияют на жизнь каждого. Жилищный кодекс, пенсионная реформа, кредитование населения, ипотека, повышение цен, проблема безработицы и другие злободневные вопросы раскрываются в программе журналистами. Свое мнение обязательно высказывают и телезрители. В каждом эфире проводится интерактивный опрос. Программа выходит раз в неделю. Ведущий программы совместно с соведущим, мультипликационным персонажем, смотрят на тему передачи или сюжет с разных «углов зрения», что позволяет зрителю самому выбирать, принимать ли мнение одного из них, либо искать свое.

«Без посредников»

Программа общим хронометражем около 15 минут выходит два раза в неделю, во вторник и четверг в прайм-тайм. Ведущий в студии интервьюирует гостя, вопросы также могут задавать телезрители по телефону. В Югре часто проходят разные фестивали, конкурсы. В рамках этих мероприятий Югра становится центром притяжения для тех, кто владеет реальной информацией не только о собственно происходящем событии, но и о тех процессах, которые непосредственно могут коснуться каждого из жителей региона. Именно интервью в программе «Без посредников» дает возможность напрямую узнать реальную информацию из первых уст. Темы программ весьма разнообразны: социальная сфера, природные катаклизмы, различные фестивали, параолимпийские игры и т. д.

Программа «Эпицентр»

На этой программе мы остановимся подробнее с тем, чтобы внимательно изучить процесс ее создания. Еженедельная информационно-аналитическая программа, выходит в эфир с периодичностью раз в неделю, по воскресеньям. Является одной из старейших на телеканале «Югра». Обзор событий за неделю и анализ важных социально-экономических явлений в жизни округа с комментариями специалистов. Общий хронометраж программы не превышает 40 минут.

Ведущая задает тему программы и анонсирует наиболее важные сюжеты. Всего в передаче от 5 до 7 сюжетов, они «склеиваются» репликами ведущей, она также может наводить зрителя на более глубокий смысл, не говоря прямым текстом. Задачами является: максимально полно рассказать о том или ином событии или проблеме, их масштабе и значении для округа. Для раскрытия темы привлечь в студию программы специалистов, профессионально занимающихся решением заявленной проблемы или непосредственных участников события, организовывать телемосты, прямые включения с места их проведения, использовать заранее подготовленные видеосюжеты информационно-аналитического характера.

На коллектив из 10 человек аналитического отдела приходится 4 аналитические программы, 2 из них еженедельные. Это достаточно большой объем работы. Поэтому специализация корреспондентов не присутствует, хотя таким образом оттачивается мастерство корреспондента в определенных областях, например, в политике, экономике, социальной сфере.

Как таковых рубрик в программе нет, но есть тематические блоки: «Югра непознанная», «Арифметика власти», «Люди и деньги», «Специальный репортаж». В программе присутствуют не обязательно все блоки, возможно только один или два. В тематический блок «Югра непознанная» входят в основном научно-познавательные материалы, сюжеты-бантики, этот блок обычно находится в конце программы, но если сюжеты сложные для восприятия, по правилам верстки «бантик» нужно ставить в середину, дабы «разгрузить» зрителя. Названия остальных блоков говорят сами за себя. Со временем программа изменяется, вводятся новые тематические блоки, например, ушла из программы рубрика «Хроника недели» ? информационный обзор событий за неделю, на смену ей пришла рубрика «Между тем» с колумнистом, Сергеем Козловым.

Колумнист (англ. column -- колонка) -- термин, обозначающий журналиста или просто социально-значимую персону (деятель искусства и культуры, политик, учёный, бизнесмен и т. п.), пишущую колонки, высказывающую свою точку зрения в произвольной форме. Определяющим является периодичность: колумнист, как правило, сотрудничает на постоянной основе в том или ином издании[28].

Уникальность программы «Эпицентр» в том, что это оригинальная программа, которая полностью делается корреспондентами телеканала «Югра».