1.9 Обозрение
журналистика аналитический телевидение сюжет
Обозрение как жанр придумали не журналисты, оно использовалось задолго до возникновения периодической прессы. «Присущие этому методу формы и способы отображения действительности можно, например, найти в текстах Плутарха (46 -- 120 гг.), позже -- в дидактических обозрениях китайца Ван-Ан-Хи ( 1021 -- 1086 гг.), а также в “Опытах” Монтеня (XVI в.) и в “Главах” из книги “Обозрения Парижа” Луиса Себастьяна Мерсье. Именно последнего считают основоположником журналистского обозрения, поскольку первые из “Глав” своего двенадцатитомного издания он сначала опубликовал в газете» [15]. Можно сказать, что современное обозрение не относится к ежедневно и интенсивно используемым журналистским жанрам. Однако оно важно для аналитической журналистики не меньше других жанров.
Определяющий признак жанра обозрения ? единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации, мысли обозревателя. Обозревать ? это значит наблюдать и обдумывать замеченное. В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен:
-- привлекать внимание аудитории, рассказывать ей о событиях, происходящих в общественной жизни;
-- отстаивать передовые точки зрения;
--обличать сущность явлений, показывать противоречия действительности;
-- через выяснение связей, определять линии развития явлений, прогноз, осмысливать ход общественного развития;
-- способствовать разрешению проблем общества.
Определение этих функций жанра помогает обрисовать в общих чертах предмет обозрения -- это общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений и многое другое. В отличие от комментария, предметом которого выступают, прежде всего, разнообразные новые события и явления, для обозрения важны те процессы, события, которые служат примерами, демонстрирующими, иллюстрирующими определенные авторские идеи, значимые для общества.
Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, проблемами. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микрокопирования жизни, так и талантом широкого ее видения, как бы разглядывая мир через бинокль, поднося его к глазам то увеличивающими, то уменьшающими линзами.
Краткий обзор и особенности каждого из аналитических жанров дает нам возможность проследить за работой журналистов телеканала «Югра», выявить общее и индивидуальное в работе, остановиться на особенностях подготовки каждой из программ.
Глава 2. Аналитическая работа журналиста на телевидении (по материалам программы «Эпицентр»)
С момента активного развития г. Ханты-Мансийска как окружной столицы развивалась и принимала форму идея образования регионального телевидения. Идеей телеканала являлось создание альянса телекомпаний региона. Основной акцент концепции вещания канала делался на прямые включения из городов Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области, а также увеличение удельного веса информации о жизни и истории округа. В эфир выходят программы телекомпаний Сургута, Нижневартовска и Нижневартовского района, Октябрьского и Нефтеюганского районов. Телеканал «Югра» также транслирует информационную программу «День» телекомпании «Ермак» г. Екатеринбурга, которая, в свою очередь, предоставляет эфирное время «Югре» на своих каналах. Так всё начиналось.
- Введение
- 1.1 Структурная организация аналитических жанров
- 1.2 Аналитический отчет
- 1.3 Аналитическая корреспонденция
- 1.4 Аналитическое интервью
- 1.5 Беседа
- 1.6 Комментарий
- 1.7 Рецензия
- 1.8 Журналистское расследование
- 1.9 Обозрение
- 2.1 Обзор аналитических программ телеканала «Югра»
- 2.2 Технология создания сюжета