Аналитическая работа журналиста на ТВ (по материалам программы "Эпицентр")

дипломная работа

Введение

Российская журналистика с первых ее шагов принимала активнейшее участие в общественно жизни. Анализ значимых событий социальных явлений был одним из форм такого участия. В СМИ анализировались, оценивались практически все важнейшие стороны российской жизни [7]. Другое дело, что теоретики журналистики и практики сетуют на «поверхностный» анализ событий современных изданий. Это объясняется многими причинами, одна из которых излишняя доступность для всех желающих. По словам А. А. Тертычного, в настоящее время в СМИ работает очень большое количество людей, слабо представляющих социальную роль журналистики, и рассматривающих ее только как средство заработка[24]. Кроме того, они, как правило, слабо подготовлены. Позволим себе не полностью согласиться с этим утверждением. Информационные агентства, газеты, телевидение, интернет борются за скорость подачи информации, следовательно, и аналитические материалы, появляющиеся вслед за событиями тоже должны быть оперативными, иначе аудитория предпочтет другой источник. Следовательно, ритмы современной жизни все больше увеличиваются и от журналиста требуют чуть ли не молниеносного анализа событий, прогнозов военных действий, комментарий специалистов, обзоры и т. д. В таком темпе не каждый может работать и зачастую, выдавая материал в эфир, работа над ним проделывается «спустя рукава», автор не особенно углубляется в тему репортажа, отсюда вся поверхностность. Стоит заметить, что аналитические публикации в еженедельниках, программах, выходящих раз в неделю, а то и реже, более полно и глубоко просматривается работа автора. Вникая в тему события, он более близко изучает проблемы, события, выявляет причинно-следственные связи и работает с фактами. Поэтому в таких произведениях анализ дается более обширный, строятся более полные прогнозы. Уровень мастерства таких журналистов очень высок и рассчитан на соответствующую аудиторию. В бульварной прессе также существует аналитика, но она более легковесна, поверхностна и нацелена на аудиторию, не обремененную стремлением углубляться в суть дел, о которых идет речь. Но это не значит, что одни из них нужны, а другие нет. Важно осваивать разные методики создания аналитических текстов, помогающие разобраться в причинно-следственных отношениях между явлениями современной жизни, правильно оценивать их. Это необходимо, в первую очередь, для профессионального роста будущего журналиста-аналитика. В этом актуальность нашей работы.

Новизна работы заключается в том, что до настоящего времени не исследовалась работа журналиста на телеканале «Югра» в аналитической программе «Эпицентр», которая является сегодня своеобразной экспериментальной площадкой для региональных журналистов-аналитиков.

Объектом исследования послужит региональное телевидение Ханты-Мансийского автономного округа. Предметом - методы (пути) анализа действительности, особенности аналитических жанров, используемых в передачах.

Цель исследования ? выявить особенности жанров и аналитических приемов при создании аналитических передач на региональном телевидении.

Найти достоинства и недостатки региональных аналитических программ и сюжетов в сравнении с «эталоном» понятия аналитических жанров, описанного в учебниках. Обратить внимание журналистов на жанровые несоответствия, ошибки или недочеты в работе при создании сюжетов, выделить более удачные материалы. Понять, какое место на телеканале занимает аналитика, насколько полно и качественно журналисты регионального масштаба информируют зрителей.

Задачами исследования являются:

- проанализировать сюжеты программ на соответствие аналитическим жанрам;

- выявить особенности работы журналиста при создании сюжетов и программ.

В ходе проведения исследования нами были применены следующие методы:

- научно - теоретический метод (изучение теории);

- сравнительный метод (анализ);

- интервьюирование.

Теоретической платформой служат работы по аналитической журналистике А. А. Тертычного, учебное пособие «Типология жанров современной экранной продукции» Н. В. Вакурова и Л. И.Московкина.

Глава 1. Особенности жанров аналитической журналистики

Аналитика (др.-греч. ? буквально: «искусство анализа») - часть искусства рассуждения ? логики, рассматривающая учение об анализе - операции мысленного и реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека [29].

«В основу выделения каждого вида журналистского творчества положен факт отображения действительности»[10]. Аналитическая журналистика может быть рассмотрена как форма понимания реальности. И суть этого понимания состоит в том, что любое явление, которое журналист рассматривает, должно рассматриваться в сочетании с другими явлениями. Эта взаимосвязь может иметь как оценочный характер, так и причинно-следственный, и прогностический. Так, например, у В. Акопова: «Отображение фактов, полученных журналистом в процессе изучения документов и опросов, осмысление и оценка фактов, воплощенных в художественном произведении литературы и искусства, оценка фактов со стороны компетентного лица (эксперта) или группы лиц, всесторонний анализ и оценка явлений действительности»[5]. Если свести все в одно целое, то основные цели анализа будут выглядеть примерно так:

1. Выявление причинно-следственных связей, возникающих между различными явлениями действительности.

2. Моделирование будущего состояния явлений, составление прогноза последствий, к которым они могут привести.

3. Формулирование программ действий, которые необходимо предпринимать в связи с анализируемыми явлениями.

При первом этапе анализа журналист может использовать разные методы, такие как интервью со свидетелями какого-либо события, озвучивание документов, описывающих явление, комментарии специалистов. После того как причины установлены, автор рассуждает о значимости события, как для участника явления, так и для общества в целом. Для моделирования явлений на сегодняшний день существует несколько компьютерных технологий, облегчающих работу журналиста и одновременно помогающих аудитории наглядно увидеть рассматриваемое событие. Например, с помощью компьютерной графики можно воспроизвести дорожно-транспортное происшествие, чем больше фактов и свидетельств которого собрал журналист, тем достовернее можно смоделировать это событие, но не стоит забывать, что это всего лишь моделирование. Автор не может со стопроцентной уверенностью сказать, что именно так все происходило, в данном случае в большинстве употребляются слова «возможно», «скорее всего, происходило так» и т. д. Компьютерное моделирование применяется как для создания самой ситуации, так и для прогнозирования последствий. Также для наглядности очень часто используют метод реконструкции событий. Так, например, большой популярностью некогда пользовалась программа «Телефон спасения 911». Она была реконструкцией происшествий с комментариями участников. Следует также заметить, что для более точного моделирования событий съемочная группа выезжала на место происшествия. Этот метод узаконен в следственных органах и называется следственным экспериментом. Для моделирования таких явлений, как результаты голосования или изменения курса валют, существуют диаграммы и графики, с помощью которых зрители лучше воспринимают информацию.

В первой же главе мы рассмотрим наиболее часто встречаемые жанры в аналитической журналистике на телевидении.

Делись добром ;)