2.1 Обзор аналитических программ телеканала «Югра»
Сегодня сетка вещания ТК «Югра» составлена так, что телеканал представляет собой практически прообраз общественного телевидения, где 3 % от общего числа программ составляет культурно-просветительская тематика, учебная - 10%. С самого начала телеканал задумывался как семейный, т. е. направленность аудитории была «от мала до велика». Поэтому в сетке вещания информационно-аналитические программы, такие как «Новости», программа «Эпицентр», общественно-политическая программа «Дайте слово» и др., составляют около 15% от общего объема вещания. Детские и молодежные программы, мультфильмы, учебные передачи, детское кино, сказки ? примерно 19-20%, спортивное вещание отражается в таких программах как «Спортивный калейдоскоп», «Суперлига», международные трансляции по биатлону, трансляции игр континентальной хоккейной лиги, чемпионатов по волейболу, мини-футболу и т. д., на их долю приходится 5% от общего объема вещания. Музыкальная составляющая канала, примерно 12%, выходит в эфир в виде программ «Аллея звезд» с Иваном Цыбиным, в многочисленных клипах, так называемых «минутках отдыха».
Телерадиокомпания «Югра» начала свою работу еще в 1998 году, выросла в самостоятельный 20-часовой телеканал уже к 2000 году. В последствии трижды, в 2002-м, 2004-м и 2007г.г. признавалась Национальной ассоциацией телерадиовещателей России (НАТ) «лучшей телекомпанией года». Сегодня аудитория канала ? более 3-х миллионов зрителей, а в копилке компании десятки наград престижных телевизионных фестивалей и профессиональных форумов.
О наградах и премиях в различных фестивалях и конкурсах можно много говорить, но все же мы остановимся на работниках телерадиокомпании. Как говорит Е. В. Ахмадулин: «Телевизионный журналист практически никогда не работает в одиночку, он является членом коллектива, результаты усилий которого приводят к появлению окончательного материала» [8]. По сути своей телевидение является огромной машиной, а составляющие ее части - это операторы, осветители, монтажеры, журналисты и многие другие. Нельзя вычеркнуть ни одно звено из составляющих продукта. Каждый отвечает за свой этап: журналист за текст, оператор за картинку, звукорежиссер, соответственно, за звук. От каждого человека зависит качество и форма изготавливаемого продукта, будь то программа или сюжет, новости или детская передача. Но за жанр, в котором создается материал изначально, отвечает только автор, в нашем случае журналист. Будет ли это репортаж, журналистское расследование, интервью или комментарий ? это является задумкой автора. О том, как рождается тот или иной продукт, мы поговорим немного позже, а пока разберем аналитическую часть телерадиокомпании. Всего на телеканале представлено 9 информационно-аналитических программ, рассмотрим некоторые из них.
Ток-шоу «Дайте слово»
Программа заявлена на сайте как ток-шоу, общественно-политическая программа, основанная на беседе, участие в которой может принять любой желающий. Тематика программы разнообразна ? политика, экономика, социальная сфера и многое другое. Выходит в эфир в записи один раз в месяц, сразу записывается несколько программ (пакет) с расчетом на 2-3 месяца. Тема задается руководителем редакции аналитического отдела, либо возникает насущная проблема, о чем сигнализируют звонки в редакцию, информационные поводы программы «Новости», либо программы приурочены к какой-либо знаменательной дате, которая отмечается в ближайшее время, не далеко от дня выхода программы в эфир. Информационным поводом для программы может также являться история героя, в которой обрисовывается проблема и, следовательно, тема программы. В студию приглашаются зрители, готовые обсудить решение, муниципальные служащие, представители органов местного самоуправления, служащие различных департаментов, представители власти, у которых есть достаточно полномочий и знаний для обсуждения, разъяснения и изменения сложившейся ситуации. Ведущая программы является связующим звеном между ее элементами и отдельными участниками[8]. В процессе обсуждения обозначается одно или несколько событий, проблем и пути их решения. Вся аналитическая составляющая ток-шоу заключается в беседе экспертов, ведущей и зрителей, в процессе которой и происходит анализ сложившейся ситуации. Находятся новые методы работы, зрители и телезрители информируются о проделанных действиях, выясняются причинно-следственные связи тех или иных событий, с помощью экспертов прогнозируются дальнейшие действия.
Программа «Разговор с Натальей Комаровой»
Информационно-аналитическая программа выходит в эфир раз в месяц. Ориентирована эта программа на зрительскую аудиторию от 25 до 60 лет. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры Наталья Комарова обсуждает с ведущим актуальные темы социально-экономической и политической жизни Югры и отвечает на вопросы жителей округа. В программе используются сюжеты на актуальные темы, подготовленные корреспондентами телекомпаний округа.
Программа под таким названием стала выходить в эфир сравнительно недавно, с вступлением в должность Н. Комаровой весной 2010 года. Ранее подобная программа называлась «От первого лица» и выходила в прямом эфире ОТРК «Югра» из студии в Ханты-Мансийске. Вместе со сменой Губернатора поменялось название передачи, метод съемки, декорации, вместо двух ведущих программу ведет один журналист. Но не поменялся смысл: жителей округа всегда интересовали итоги месяца и взгляд главы округа на проделанную работу, о чем свидетельствует большое количество звонков в студию.
«Персональный счет»
Социально-экономическая программа «Персональный счет» доступным языком для самой широкой аудитории рассказывает о переменах в экономике и о том, как эти перемены влияют на жизнь каждого. Жилищный кодекс, пенсионная реформа, кредитование населения, ипотека, повышение цен, проблема безработицы и другие злободневные вопросы раскрываются в программе журналистами. Свое мнение обязательно высказывают и телезрители. В каждом эфире проводится интерактивный опрос. Программа выходит раз в неделю. Ведущий программы совместно с соведущим, мультипликационным персонажем, смотрят на тему передачи или сюжет с разных «углов зрения», что позволяет зрителю самому выбирать, принимать ли мнение одного из них, либо искать свое.
«Без посредников»
Программа общим хронометражем около 15 минут выходит два раза в неделю, во вторник и четверг в прайм-тайм. Ведущий в студии интервьюирует гостя, вопросы также могут задавать телезрители по телефону. В Югре часто проходят разные фестивали, конкурсы. В рамках этих мероприятий Югра становится центром притяжения для тех, кто владеет реальной информацией не только о собственно происходящем событии, но и о тех процессах, которые непосредственно могут коснуться каждого из жителей региона. Именно интервью в программе «Без посредников» дает возможность напрямую узнать реальную информацию из первых уст. Темы программ весьма разнообразны: социальная сфера, природные катаклизмы, различные фестивали, параолимпийские игры и т. д.
Программа «Эпицентр»
На этой программе мы остановимся подробнее с тем, чтобы внимательно изучить процесс ее создания. Еженедельная информационно-аналитическая программа, выходит в эфир с периодичностью раз в неделю, по воскресеньям. Является одной из старейших на телеканале «Югра». Обзор событий за неделю и анализ важных социально-экономических явлений в жизни округа с комментариями специалистов. Общий хронометраж программы не превышает 40 минут.
Ведущая задает тему программы и анонсирует наиболее важные сюжеты. Всего в передаче от 5 до 7 сюжетов, они «склеиваются» репликами ведущей, она также может наводить зрителя на более глубокий смысл, не говоря прямым текстом. Задачами является: максимально полно рассказать о том или ином событии или проблеме, их масштабе и значении для округа. Для раскрытия темы привлечь в студию программы специалистов, профессионально занимающихся решением заявленной проблемы или непосредственных участников события, организовывать телемосты, прямые включения с места их проведения, использовать заранее подготовленные видеосюжеты информационно-аналитического характера.
На коллектив из 10 человек аналитического отдела приходится 4 аналитические программы, 2 из них еженедельные. Это достаточно большой объем работы. Поэтому специализация корреспондентов не присутствует, хотя таким образом оттачивается мастерство корреспондента в определенных областях, например, в политике, экономике, социальной сфере.
Как таковых рубрик в программе нет, но есть тематические блоки: «Югра непознанная», «Арифметика власти», «Люди и деньги», «Специальный репортаж». В программе присутствуют не обязательно все блоки, возможно только один или два. В тематический блок «Югра непознанная» входят в основном научно-познавательные материалы, сюжеты-бантики, этот блок обычно находится в конце программы, но если сюжеты сложные для восприятия, по правилам верстки «бантик» нужно ставить в середину, дабы «разгрузить» зрителя. Названия остальных блоков говорят сами за себя. Со временем программа изменяется, вводятся новые тематические блоки, например, ушла из программы рубрика «Хроника недели» ? информационный обзор событий за неделю, на смену ей пришла рубрика «Между тем» с колумнистом, Сергеем Козловым.
Колумнист (англ. column -- колонка) -- термин, обозначающий журналиста или просто социально-значимую персону (деятель искусства и культуры, политик, учёный, бизнесмен и т. п.), пишущую колонки, высказывающую свою точку зрения в произвольной форме. Определяющим является периодичность: колумнист, как правило, сотрудничает на постоянной основе в том или ином издании[28].
Уникальность программы «Эпицентр» в том, что это оригинальная программа, которая полностью делается корреспондентами телеканала «Югра».
- Введение
- 1.1 Структурная организация аналитических жанров
- 1.2 Аналитический отчет
- 1.3 Аналитическая корреспонденция
- 1.4 Аналитическое интервью
- 1.5 Беседа
- 1.6 Комментарий
- 1.7 Рецензия
- 1.8 Журналистское расследование
- 1.9 Обозрение
- 2.1 Обзор аналитических программ телеканала «Югра»
- 2.2 Технология создания сюжета