1.7 Рецензия
Слово “рецензия” от латинского означает “просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо”. Можно сказать, что «рецензия -- это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего -- критический) о произведении художественной литературы, искусства, кино, науки, журналистики и т. п. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его -- выразить отношение рецензента к исследуемому произведению»[15]. Отличие рецензии от других жанров состоит, прежде всего, в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, а информационные явления -- книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.
Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.
Рецензируются, как правило, наиболее выдающиеся новые театральные постановки, книги, новинки кино, в том числе и “скандальные” произведения, то есть задевшие чем-то внимание публики. Рецензия должна преследовать какую-то практическую цель, например, рассказать аудитории о том, что действительно заслуживает ее внимания, и о том, что внимания ее недостойно, помочь лучше разбираться в вопросах той сферы, которой касается рецензируемое произведение.
Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для той категории читателей, слушателей, зрителей, которой она адресована. Для этого рецензенту надо изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник. Но основная задача рецензента ? увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному. А это трудно сделать, не обладая специальными знаниями в определенной сфере деятельности. Эти знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция. Чем большим запасом специальных знаний обладает автор, тем больше у него шансов подготовить действительно профессиональную рецензию.
Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным. Автор должен уметь заметить в анализируемом произведении то новое, что может стать “центром”, вокруг которого будут “крутиться” его мысли, суждения. Очень часто рецензенты сосредоточивают свое внимание на пересказе сюжетных линий произведения, характеристике поступков персонажей. Это скорее можно назвать ошибкой автора. Особенно неудачным такой путь рецензирования будет тогда, когда аудитория хорошо знает произведение, о котором идет речь, следовательно, такая рецензия никому не интересна.
В ходе рецензирования автор может разбирать только какую-то одну сторону произведения -- тему, мастерство автора или исполнителя, работу режиссера и т. п. Однако он может и расширить предмет своего исследования, рассматривать в комплексе совокупность проблем, связанных с обсуждаемым произведением, в том числе и выходящих за рамки его содержания.
Итак, первоэлементом рецензии является тезис, раскрываемый в публикации, программе. Его еще называют главным тезисом, если рассуждение имеет достаточно сложную форму и включает в себя некие дополнительные (второстепенные) тезисы. Содержание тезисов -- это результат того исследования, которое провел автор. Одновременно в них отражаются и мировоззрение автора, и его осведомленность в данной проблематике.
Зная о том, что тезисы необходимо обосновывать, рецензенты часто используют для этого богатый иллюстративный материал. Казалось бы, это очень хорошо -- чем богаче иллюстрации, тем обоснованнее идеи автора, тем интереснее сама рецензия. На самом же деле увлечение иллюстрациями способно нанести вред рецензии, поскольку они могут “затмить” те идеи, которые автор намеревался донести до аудитории.
Создание хорошей рецензии на произведения синтетических жанров (театра, кино, исполнительского искусства) всегда определяется профессиональным умением критика оценить все стороны работы. Часто успех предопределяется правильным выбором какого-то одного аспекта. Хотя мы и не можем однозначно ответить, для кого же нужны рецензии, но с уверенностью можем сказать, что это востребованный жанр аналитической журналистики. В современном обществе мнения тоже разнятся, одни предпочитают прежде прочитать рецензию, чем тратить время на неинтересный и бессмысленный фильм.
С одной стороны, критический разбор нужен, прежде всего, художнику, чтобы сравнить свое представление о произведении с мнением человека со стороны, кем и является рецензент. С другой стороны, читатель и зритель тоже хотят разобраться в том, что ему предлагает художник. Умение писать просто о сложном, интересно и для широкой аудитории, и для критиков, и для авторов анализируемых произведений, приобретается только на базе глубоких специальных знаний и опыта работы рецензента.
- Введение
- 1.1 Структурная организация аналитических жанров
- 1.2 Аналитический отчет
- 1.3 Аналитическая корреспонденция
- 1.4 Аналитическое интервью
- 1.5 Беседа
- 1.6 Комментарий
- 1.7 Рецензия
- 1.8 Журналистское расследование
- 1.9 Обозрение
- 2.1 Обзор аналитических программ телеканала «Югра»
- 2.2 Технология создания сюжета