2.2 Технология создания сюжета
Сюжет - самый распространенный жанр телевизионного журналистского творчества. Универсальный термин «сюжет» означает, что это полноценный авторский материал журналиста: он готовит текст, сам озвучивает его и участвует в подготовке видеоряда. Сюжет может быть снят при непосредственном участии журналиста, но может быть подготовлен им на основании материалов, полученных из других источников[29].
Рассмотрим создание одного сюжета журналистом аналитического отдела окружной телерадиокомпании «Югра». Каждая рабочая неделя довольна насыщена. Официально график у корреспондента стандартный: с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00, выходные дни суббота и воскресенье. Однако в погоне за более качественными сюжетами корреспонденту приходится работать и в «неурочное» время.
Начало недели у всех журналистов отдела начинается с мониторинга новостных лент, информационных агентств, интернета, телевидения, радио и газет. В поисках информационного повода читают и городские форумы, социальные сети, блоги ? в общем, все то, где люди могут обсуждать насущные проблемы. Тема должна быть злободневной и как-то влиять на жизнь человека. Это может быть и пожары в лесополосе округа, и набеги грызунов, и социальные проблемы, и принятие законопроектов, а поскольку ОТРК «Югра» является правительственным каналом, то на дела губернатора и правительства ХМАО внимание обращается в первую очередь. Хотя поводом для сюжета, а то и программы, может стать звонок или письмо в редакцию, в котором телезритель просит помочь разобраться в проблеме или помочь найти выход из сложившейся ситуации. По словам самих корреспондентов, сюжеты по звонкам или письмам снимаются как минимум раз в месяц. После обеда происходит «большая планерка», на которой должен присутствовать весь коллектив. Как и у большинства других отделов, она начинается с анализа прошедших программ. Главный редактор рассказывает свое мнение и говорит корреспондентам, что у них получилось, а что нет. Какие ошибки были допущены в ходе съемок, написания текста и при монтаже сюжета, при сборе информации на первом этапе. Затем корреспонденты предлагают редактору тему следующей программы и новые способы подачи, если тема кажется обычной. Полностью выстраивается сюжетная линия, чтобы все сюжеты относились к теме передачи, допустим: бензин подорожал, дорога плохая в Урае, новый закон об обязательном страховании автомобиля и т. д. Окончательное решение о том, кто какую тему будет разрабатывать, остается за главным редактором. Как правило, в месяц половину сюжетов корреспондент делает с задания редактора, а половину тем все же находит сам. Также редактор имеет право лишить премии работника, если, по его мнению, он допустил неточность в статистических цифрах, не подтвердил найденные факты и даже из-за неправильного ударения в начитывании текста. Это наказание является стимулом для улучшения качества своей работы. Получив тему, журналист уже примерно должен представлять себе с чего он начнет собирать информацию, наметить источники. Источниками информации могут быть как архивные документы, так и интервью с участником события. Корреспондент может взять это интервью в сюжет, а может использовать информацию из него в целях последующего анализа.
- Введение
- 1.1 Структурная организация аналитических жанров
- 1.2 Аналитический отчет
- 1.3 Аналитическая корреспонденция
- 1.4 Аналитическое интервью
- 1.5 Беседа
- 1.6 Комментарий
- 1.7 Рецензия
- 1.8 Журналистское расследование
- 1.9 Обозрение
- 2.1 Обзор аналитических программ телеканала «Югра»
- 2.2 Технология создания сюжета