logo search
Автомобильная пресса и ее особенности

2.1 Основные особенности рынка автомобильной прессы

Рынок автомобильной прессы существенно отличается и от других сегментов рынка прессы. Основных отличий три: первое существенное отличие в том, что рынок автомобильной прессы имеет явно выраженный сегмент профильной рекламы, а именно рекламы автомобилей и сопутствующих товаров и услуг. Эта реклама составляет в среднем свыше двух третей от общего объема рекламных бюджетов автомобильных изданий. Таким образом, рынок автомобильной прессы является в определенном смысле медийной надстройкой над рынком автомобилей и сопутствующих товаров и услуг. Второе отличие рынка автомобильной прессы от большинства других сегментов - это лидерские позиции отечественных изданий. В обзоре представлены гипотезы Михаила Подорожанского («Авторевю») и Виктора Панярского («За рулем») о причинах такого «патриотизма» этого сегмента прессы. В большинстве других сегментов лицензионные издания добиваются более значительных успехов, а в некоторых, например, в сегменте женской прессы полностью доминируют. Автомобильная пресса является единственным сегментом периодики, в котором отрыв лидера по тиражу и аудитории («За рулем») от ближайшего конкурента «Авторевю» составляет 2,9 раза. Доля ИД «За рулем» в общем объеме продаж среди федеральных изданий составляет 36%. Такого уровня доминирования какого-либо издания и какого-либо одного издательского дома в других сегментах прессы нет.

Третья особенность рынка автомобильных изданий связана со структурой их дистрибуции. Если на общероссийском розничном рынке распространения прессы продолжают доминировать киосковые сети (58%), а супермаркеты хоть и являются вторым по значимости каналом дистрибуции, но существенно уступают киоскам по доле продаж (24%), то для автомобильной прессы супермаркеты и АЗС являются главным каналом распространения (68%), значение которого с каждым годом возрастает. Роль киосковых сетей для реализации автомобильной прессы падает и сегодня доля этого канала распространения данного сегмента периодики составляет лишь 17%.Одной из особенностей развития автомобильной прессы в России, в отличие от других сегментов (например, женских и мужских журналов, журналов моды и т.д.), являются лидерские позиции отечественных изданий, прежде всего «За рулем» и «Авторевю». Зарубежные лицензионные журналы, которые в других сегментах прессы доминируют, в автомобильном сегменте представлены намного менее обильно и находятся на заметных, но все же вторых ролях. Журнал «Car», один из лидеров зарубежного рынка прессы несколько раз безуспешно пытался выйти на российский рынок, и сегодня занимает на нем более чем скромное место с реальным тиражом в 6 тысяч экземпляров.

Найти этот журнал в продаже непросто даже в столице. Во всяком случае, в сентябре и октябре 2012 года при подготовке данного отчета сотрудникам НТС не удалось его обнаружить в двух десятках киосков и точках продажи прессы. Несколько более весомы позиции на рынке у Quattroruote, который в России издает крупнейший ИД БУРДА. Однако, и это лицензионное издание не входит в первую десятку автомобильной прессы ни по тиражу, ни по аудитории, ни по объемам рекламы. Единственный лицензионный журнал, которому удалось добиться успеха в российском автомобильном сегменте это «TOPGEAR». Менеджменту и редакции российской версии этого журнала удалось конвертировать импортный телевизионный бренд в продвижение на журнальном рынке, что, безусловно, потребовало от редакции и ИД «Парлан» соответствующих креативных решений. Однако, бренд сверхпопулярной телепрограммы и возможность использовать ее контент, казалось бы должны были вывести этот журнал в единоличные лидеры. Но это не произошло. Одна из гипотез, объясняющая эту особенность структуры автомобильной прессы принадлежит главному редактору «Авторевю» Михаилу Подорожанскому. Он напоминает, что после развала СССР и, как следствие, сложившейся структуры советского автопрома не у дел остались высококвалифицированные эксперты, конструкторы, технологи, испытатели.

Некоторые из них переквалифицировались в медиа-экспертов и публицистов, привнеся в российскую автомобильную прессу знания и опыт «индустриального» уровня - и тем самым позволили российским изданиям, к числу которых Подорожанский в первую очередь относит «Авторевю» и «За рулем», достичь такого уровня профильной экспертизы, который по-прежнему не доступен большинству зарубежных изданий. Соглашаясь с гипотезой Подорожанского, Виктор Панярский, председатель совета директоров ИД «За рулем», считает что для объяснения описываемого феномена доминирования отечественных изданий на рынке автомобильной прессы эта гипотеза недостаточна. Панярский считает, что здесь действует инерция советского менталитета, который он назвал менталитетом «владельца жигулей», включающий в себя интерес не только к потребительским качествам автомобиля, но и к тому, что находится под капотом. Поскольку рынок автомобильной прессы в какой-то степени можно назвать медийной надстройкой над рынком автомобилей (прежде всего легковых), для анализа рынка этого сегмента прессы важно понимать, какова структура «базисного» рынка легковых автомобилей. Парк легковых автомобилей сегодня в России составляет 35 млн, из которых 19 млн отечественные (54%), 16 млн - иномарки (46%). Поэтому менталитет «владельцев жигулей» пока преобладает. Но доля иномарок постепенно растет, поэтому российским изданиям стоит готовиться к обострению конкуренции с лицензионными.