logo search
Федеральное агентство по образованию

Тема 6. Средства массовой коммуникации: печать, радио и телевидение

Характеристика структурных компонентов средств массовой коммуникации. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.

Процесс массовой коммуникации и СМИ. Массовая информация как центральная категория журналистики. Понятия и термины современной науки о журналистике. Информация, массовая информация, социальная информация, журналистская информация, средства массовой информации, публицистика, система отношений «журналист-аудитория». Журналистика как фактор социального управления.

Функции журналистики, их обоснование. Социальное предназначение журналистики. Коммуникативная функция как исходная функция журналистики. Взаимодействие функций. Журналистика, характер и пределы ее властных возможностей.

Журналистика как социальный институт, и как институт гражданского общества. Журналистский корпус, источники информации, корреспондентская сеть, Интернет, редакционная база данных. Журналистика и политика. Информационная политика средства массовой информации. Политическая культура журналиста. Политический анализ. Исторические типы журналистики. «Качественные» и «массовые» СМИ и их место и роль в обществе.

Свобода печати и журналистской деятельности. Джон Мильтон о свободе печати. Свобода, необходимость, ответственность применительно к теории и практике журналистики. Экономические условия и факторы свободы СМИ. Юридические аспекты свободы журналистики. Законодательство России о СМИ и концепция свободы печати.

Журналистика как система средств массовой информации и управления ими. Массово-коммуникационные свойства прессы, радио и телевидения. Инфраструктура средств массовой информации: информационные агентства и службы, пресс-службы, пресс-центры и службы связей с общественностью. Роль и место технических учреждений в системе информации и коммуникации. Структура управления в сфере коммуникации.

Подготовка журналистских кадров. Подсистемы современных СМИ России: пресса, телевидение, радиовещание, книгоиздание, Интернет.