Тема 6. Средства массовой коммуникации: печать, радио и телевидение
Характеристика структурных компонентов средств массовой коммуникации. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
Процесс массовой коммуникации и СМИ. Массовая информация как центральная категория журналистики. Понятия и термины современной науки о журналистике. Информация, массовая информация, социальная информация, журналистская информация, средства массовой информации, публицистика, система отношений «журналист-аудитория». Журналистика как фактор социального управления.
Функции журналистики, их обоснование. Социальное предназначение журналистики. Коммуникативная функция как исходная функция журналистики. Взаимодействие функций. Журналистика, характер и пределы ее властных возможностей.
Журналистика как социальный институт, и как институт гражданского общества. Журналистский корпус, источники информации, корреспондентская сеть, Интернет, редакционная база данных. Журналистика и политика. Информационная политика средства массовой информации. Политическая культура журналиста. Политический анализ. Исторические типы журналистики. «Качественные» и «массовые» СМИ и их место и роль в обществе.
Свобода печати и журналистской деятельности. Джон Мильтон о свободе печати. Свобода, необходимость, ответственность применительно к теории и практике журналистики. Экономические условия и факторы свободы СМИ. Юридические аспекты свободы журналистики. Законодательство России о СМИ и концепция свободы печати.
Журналистика как система средств массовой информации и управления ими. Массово-коммуникационные свойства прессы, радио и телевидения. Инфраструктура средств массовой информации: информационные агентства и службы, пресс-службы, пресс-центры и службы связей с общественностью. Роль и место технических учреждений в системе информации и коммуникации. Структура управления в сфере коммуникации.
Подготовка журналистских кадров. Подсистемы современных СМИ России: пресса, телевидение, радиовещание, книгоиздание, Интернет.
- А.А. Марков теория и практика массовой информации
- Санкт-Петербург 20101
- Содержание
- После изучения данной темы слушатели смогут:
- Извлечение из рабочей программы дисциплины
- Тема 1. Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики
- Тема 2. Развитие массовой прессы в странах Европы и
- Тема 3. Массовая информация и ее роль в современном мире
- Тема 4. Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке
- Тема 5. Современные средства массовой информации Российской Федерации
- Тема 6. Средства массовой коммуникации: печать, радио и телевидение
- Тема 7. Журналистика как сфера научной деятельности
- Тема 8. Теория и методика журналистского творчества
- Тема 9. Технические средства массовой коммуникации. Радиожурналистика
- Тема 10. Технические средства радио. Производство радиопрограмм
- Тема 11. Телевизионная публицистика.
- Тема 12. Технические средства телевидения. Производство телевизионных программ
- Тема 13. Организация работы редакции: журналистский корпус
- Тема 14. Средства массовой информации как предприятие: рынок современной прессы
- Тема 15. Профессионально-этические правила и нормы: законодательство в журналистике