logo search
ответы к ГОСам

13. Закономерности развития русской периодической печати 18 века.

В россии периодическая печать возникла на век позже, чем на западе – в 1702(3) годы «Петровские ведомости».

  1. Заимствованный характер

До «П.в.» существовала рукописная газета «Куранты» («Столбцы»). Но она не считается журналистским явлением, т.к. делалась только для царя, носила дипломатический хар-р. Это протожурналистика.

«П.в.» - переводы из польских, шведских газет. Все жанры, темы в жур-ке 18 века носили заимствованный, переводной хр-р. Попытки уйти от этого делала Екатерина II. «Собеседник любителей русского слова» (здесь публиковалась Екатерина). Это была своеобразная лаборатория при Российской Академии (1782-83). Все тексты здесь были только русские.

В 90е годы Карамзин создает альманахи «Аглая» и «Аониды» - печатает только русские тексты.

  1. Участие царственных особ в журналистике

Первое издание в России было создано по указу царя – Петра I, кроме того, он снабжал его материалом (бумагой), иногда даже редактировал некоторые номера. Был очень щепетильным редактором, особенно в отношении переводчиков. У Петра была четкая установка на пояснение материалов => использование иллюстраций.

Также в журналистике принимала участие Екатерина II. 1. Сатирическая жур-ка: была внегласным редактором «Всякой всячины»; 2. «Собеседник любителей русской словесности».

Фонвизин опубликовал вопросы к создателю «быль и небылиц», т.е. к Екатерине. После этого его журналистская карьера была закончена.

  1. В 1783 году Екатерина подписывает указ « О вольных типографиях». Но уже в 1796 упраздняет его. Благодаря этому указу появилась книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (за которую он был осужден). Н.И. Новиков максимально использовал возможности этого указа => самый мощный владелец типографий. Он арендовал типографии Университета на 10 лет (1779-1789), а также создал мощную типографическую компанию. Взял в свои руки газету «Московские ведомости» (выходила при московском университете). Создал первые отраслевые издания: для детей, женщин, «экономический магазин» и т.п. => желание сегментировать читательскую аудиторию. Новиков основал книжную торговлю и распространение периодических изданий в 16 городах России. Новиков издавал 4 журнала: «Трутень», «Пустомеля», «Кошелек» и

  2. Цикличный характер развития

  3. Цензурная политика была достаточно жесткой, однако определенных уставов в 18 веке еще не было.

  4. Взаимодействие жур-ки и литературы.

Принимали участие писатели и поэты: Радищев, Фонвизин, Крылов, Сумароков, Херасков, Карамзин, Державин, Тредьяковский и т.д.

  1. Ломоносов пытается разработать этический кодекс русского журналиста. Это был первый кодекс « Рассуждения об обязанностях журналиста». Выделяет 7 основных правил, но самое страшное, по его мнению, - это плагиат.

  2. Всю первую половину 18 века жур-ка носила официальный характер, государство прочно удерживало монополию на печатные издания, частных не было. Привязка изданий к той или иной структуре: 1725 г. – Академия наук – «Петербургские ведомости». 1755 г.- Московский университет – «московские ведомости».

1759 г.- первые частные журналы. Связаны с именем Сумарокова. «Трудолюбивая пчела», «Праздное время, в пользу употребленное».

  1. Недолговечность большинства изданий.

Многие издания заканчивались ни с того, ни с сего, без объяснения причин, как например, «Трудолюбивая пчела» или «Пустомеля» Новикова. Во многом это было связано с тем, что журналистика еще не осознавалась как профессия, труд журналиста не оплачивался. Она была просто данью моды, следовательно, не было профессионализма.

Долговечными оказались лишь 2 газеты.

  1. 3 типа изданий

1. газеты (существовало только 3 газеты)

2. журналы

3. альманахи

Газета не стала лидирующим изданием, т.к. из-за переводного характера об оперативности говорить не приходилось. Ведущий тип – моно журнал – журнал одного лица => персональный журнализм (совмещение функций редактора, издателя, и автора). Н-р, журнал Крылова «Почта духов» (однако сейчас это принято считать романом в письмах).

Настоящие же журналы появились лишь в конце 18 века – «Московский журнал» Карамзина. Он ввел рубрики, четкое направление, преемственность от одного номера к другому. Карамзин также редактировал «Вестник Европы».

  1. Принимали участие профессура

  2. 1702 г.- реформа Петра о замене церковного шрифта на гражданский => текст стал более понятным.

13.Жур-ка носила дворянский характер: создавалась дворянами для дворян (исключения только Ломоносов, Есин, Крылов).

14. Чтобы обезопасить себя от цензуры, журналисты пользовались художественными средствами: эзопов язык, аллегории, недоговорки. Или делали текст под перевод, н-р, в журнале «Пустомеля» Новиков напечатал якобы перевод с китайского, но российская действительность все равно явно читалась.

15. Жур-ка часто была незлободневная, информация несвежая, даже по несколько раз переиздавали отдельные номера спустя какое-то время.

16. анонимный характер

Сложно точно определить объем работы того или иного автора. Авторы многих статей не установлены до сих пор. Использование псевдонимов – иллюзия многоавторства.

17. Длинные названия журналов

Отделов еще не было, поэтому в названии пытались дать представление обо всем номере. Также журналы часто меняли свои названия.

18. участие масонов

Просветительские журналы издавались наряду с масонскими. Н-р, Новиков издавал и те, и другие журналы. Кроме того, большинство авторов состояли в масонской ложе.

19. Отсутствие жанров в традиционном представлении

Жанры существовали в зародышевом состоянии и в «П.в.»

Одним из излюбленных был эпистолярный жанр: были журналы, которые полностью основывались на письмах. Новиков использовал многие нежурналистские жанры, н-р, формы словарей.

20 Сатирическая журналистика

Было 2 ее линии: 1. Конкретная сатира на конкретное лицо, 2. Абстрактная сатира на общечеловеческие пороки

21. Основная функция журналистики 18 века - просветительская

  1. Изменение отношений пресса-власть, пресса-политика.

Самое начало 19 века – цензурные уставы Александра I.

Павел I запретил ввоз иностранных книг, Ал.1 разрешил, а также открыл многие типографии.

2 вида цензуры: - предварительная, - последующая (карательная)

Ал.1 отменил предварительную цензуру, но уже в 1804 возвращает ее.

1804 г.- 1ый цензурный устав

1826г.- «чугунный» цензурный устав (Николай 1)

1828г. – цензурный устав (Николай 1)

1865г.- временные правила печати и, соответственно, новое цензурное законодательство (Александр 2)

1882г. – временные правила о печати (Александр 3)

Спиралевидный характер цензурной политики, но это обусловлено еще и событиями в стране: после жестокой политики Павла 1, Ал.1 создает довольно лояльный устав 1804 года.

«Чугунный» устав назван так из-за тяжести его выполнения. Стремление обуздать печать после восстания декабристов. Были урезаны возможности журналистов: частным изданиям нельзя было касаться вопросов политики; места, вырезанные из текста цензорами, не обозначались многоточием; цензоры получали свободу и сами решали, как трактовать двоякие места. Однако до 50-70х годов профессиональных цензоров не было, просто чиновники.

В 1828г. Принимается новый устав, но он мало чем отличается. Кроме того, каждый год создавались приложения, которые еще больше урезали права журналистов. Частным изданиям запретили давать коммерческую рекламу, что, в последствии, поставило под вопрос существование многих изданий. Исключением из всех запретов была только газета «Северная пчела» Булгарина и Гречи. Запрет на рекламу, однако, отменен для них не был, но Булгарин очень умело обходил его. Он создал имиджевую, скрытую, книжную, зрелещную и др. рекламу.

В 1863 г. Был отменен запрет на коммерческую рекламу в частных изданиях, но газета не сумела набрать нужного числа подписчиков.

Уже в самом начале 19 века цензура переходит в ведение министерства народного просвещения, но в 60е – министерство внутренних дел.

С 1828 по 1865 гг. не было новых цензурных уставов. С 48 по 55 годы – эпоха «мрачного семилетия». В 1848г. Николай1 боялся, что революционные настроения с Европы перекинутся на Россию, поэтому произошло усиление контроля за печатью внутри страны. Николай1 не принимал участия в жур-ке как автор, но пытался рецензировать печать. Создает 2 комитета: мельниковский комитет, а потом Бутурлинский («комитет 2го апреля»). Конец эпохи – 1855год – бесславное поражение в Крымской войне и вступление на престол Александра2.

Временные правила о печати 1865г.: отмена предварительной цензуры, но не повсеместно. Распространялось только на столичные издания, если они были больше 10 листов и вносили заранее сумму денег, за возможные штрафы. При этом была усилена предварительная цензура. Уже в 1866 году закрыты многие лучшие журналы – «Современник», «Русское слово».

  1. В 30е годы нельзя было создавать новые периодические издания, если только не отраслевые. Однако издатели перекупали права на уже существующие, например, А. Краевский перекупил «отечественные записки», а Некрасов и Плетнев перекупили у Панаева «Современник».

  2. Журналистика носила дискуссионный характер.

40е годы Белинский назвал «эпохой идейного сознания»: славянофилы, западники; оформляется теория официальной народности (Уваров).

  1. Расшатывается традиция элитарности журналистики за счет ее коммерциализации. Первый случай оплаты труда редактора – «Вестник Европы» (Карамзин). Разделение функций издателя и редактора. Серьезные изменения происходят в 20-30е годы: Смердин вводит гонорар в систему («библиотека для чтения» - первый массовый журнал в России 1834-1865гг)

  2. Демократизация журналистики.

Появление энциклопедического журнала («Телеграф», «Библиотека для чтения», «Московский телеграф»). Рассчитаны на среднего читателя, приучали его к постоянному чтению.

  1. Вольная русская пресса за рубежом.

Герцен основал в Лондоне вольную русскую типографию: «Колокол», «Полярная звезда». После Лондона типография была перенесена в Женеву.

  1. Провинциальная жур-ка развивалась более активно, чем в 18 веке. Одна из первых провинц. Газет появляется в Казани. 30е годы – Создание системы губернских ведомостей. Хотя в основном это были убогие издания, т.к. издавались чиновниками, но все-таки развитие провинциальной жур-ки.

  2. Многие жанры уже активно проявляются в 19 веке: очерк, фельетон, памфлет, корреспонденция, элементы репортажа, интервью.

  3. В первой половине 19 в. Журнал также остается ведущим типом изданий. Но во второй половине все меняется. => 1866г – первые попытки создания информ.агенств – РТА (российское телеграфное агентство); СТА, МТА. Это был стимул для развития газетного дела.