logo
ответы к ГОСам

10. Пресс-секретарь: профессиональные и этические критерии деятельности

Пресс-секретарь – ключевая фигура пресс-службы (пресс-центра). Его деятельность наглядно воплощает стиль отношений руководства с общественностью, во-первых, со средствами массовой информации, с журналистами, во-вторых.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ, РЕГУЛЯРНОСТЬ КОНТАКТОВ пресс-секретаря с журналистами подчеркивают заботу руководства о непрерывном информировании общественности относительно целей и содержания своей деятельности. Эти контакты могут носить формализованный характер (еженедельные пресс-конференции или ежемесячные встречи и т.п.); может действовать и другая модель – встречи устраиваются сразу после важных событий (новое решение, новые назначения и пр.). Встречи с журналистами реализуют ИНФОРМАЦИОННУЮ ФУНКЦИЮ деятельности пресс-секретаря.

КОММЕНТАРИЙ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДСТВА, толкование общественно-политического смысла управленческих решений и действий, достигается сообщением деталей и подробностей (мнений, дополнительной аргументации, альтернативных подходов и т.п.). Пресс-секретарь, комментируя события, добивается доверия публики непредвзятым рассмотрением различных точек зрения, уважительным отношением к оппонентам. Искусство комментирования реализует ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ деятельности пресс секретаря. Своими комментариями пресс-секретарь намечает контуры общественных отношений, которые актуальны в данный момент, обращается к социальным институтам, заинтересованным в событиях, обсуждаемых на пресс-конференции.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ РУКОВОДСТВА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, с миром массовой информации в какой-то мере реализуется и посредством пресс-секретаря. Ответная реакция на сообщаемую им информацию (как положительную, так и негативную) незамедлительно сообщается им своему руководству, корректируя или уточняя стиль общения с прессой. Включенность пресс-секретаря в обратную связь общения руководства и общественности реализует УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ его деятельности.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ: объективность, оперативность, достоверность, информационная достаточность (в освещении или комментировании события).

АВТОРИТЕТНОСТЬ СУЖДЕНИЙ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ подкрепляется официальным статусом его должности (а также – статусом организации, властной структуры).

РЕЖИМ ЕЖЕДНЕВНОЙ РАБОТЫ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ включает деловые встречи с руководством, присутствие на совещаниях и заседаниях, знакомство с оперативной информацией (чтение документов, заявлений, внутренних (служебных) информационных докладов и обзоров), изучение материалов прессы, анализ почты, подготовку к объявленным пресс-конференциям, проведение пресс-конференций и брифингов, неофициальные встречи с журналистами (редакциями), составление информационных подборок для шефа, сопровождение руководства в поездках и командировках. Разумеется, весь этот перечень не вместит никакой, пусть и рациональнейшим образом организованный, рабочий день. Каждый день имеет главное событие, которое ранжирует остальные, перенося их на другое время.

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА В РАБОТЕ С ЖУРНАЛИСТАМИ:

1.помнить, что имеешь дело с подготовленными слушателями, знающими существо излагаемой проблемы;

2.учитывать, что журналисты уходят с пресс-конференции задолго до ее окончания не из бравады или фрондерства: они торопятся в редакции (или – к телефонам), чтобы успеть с отчетом в ближайший выпуск новостей, поэтому им нужно дать важную информацию в кратком, деловом стиле изложения;

3.выделять приоритетную информацию (приемы акцентировки подсказывают обстановка и принятые стандарты общения);

4.беречь время журналистов, точно соблюдать объявленный регламент.

NB: Присутствие журналиста на пресс-конференции, встрече и т.п. означает только интерес к теме, а не обещание обязательной публикации.

Этические табу пресс-секретаря

Вся деятельность пресс-секретаря зарегулирована многочисленностью мероприятий, разнообразными требованиями и правилами, регламентами и процедурами. Он живет на два дома: кроме «своих» забот, он постоянно в курсе дел своего шефа. Любое «окно», каждый промежуток относительно свободного времени в плотном графике руководителя пресс-секретарь готов использовать для консультаций, выработки концепций и планов очередных выступлений и заявлений для печати, плановых пресс-конференций.

ПРИОБЩЕННОСТЬ К КОМАНДЕ руководителя побуждает пресс-секретаря сознательно уходить в тень, на второй план, работая рядом с лидером. Что бы ни делал пресс-секретарь, реализуя собственное дарование и призвание к организационной работе с журналистами, все его личные успехи приобщаются к общей репутации руководства, команды, определенной структуры. Как режиссер умирает в актере, так и пресс- секретарь «растворяется» в официальных заявлениях своего лидера (включая всякого рода попутные реплики, замечания, оценки и т.п., произнесенные шефом). В этом контексте неуместным выглядит СОБСТВЕННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ пресс-секретаря в связи с какими-то событиями общественно-политических или коммерческих (экономических) отношений. (Ситуация напоминает официальный прием, на котором один из приближенных дома появляется в костюме с хозяйского плеча.) НЕ НУЖНО также вступать в творческое состязание с журналистами, публикуя наряду с ними аналитические обзоры по итогам тех же самых пресс-конференций, которые проводил сам пресс-секретарь. В любом случае, это – уход пресс-секретаря от своих прямых обязанностей (их суть – организационная работа с журналистами, а не преподнесение им «образцовой журналистики»). При этом неизбежны суждения о склонности пресс-секретаря злоупотреблять своим положением (в частности – доступом его к тем источникам информации, которые закрыты для других). Надо оставить и собственные заявления, и собственные аналитические образы для будущих МЕМУАРОВ, создаваемых после ухода с должности пресс-секретаря.