21. Журналистика как социальный институт.
В обществе существует множество формализованных и неформализованных социальных институтов. И те и другие обладают определенными признаками:
1) наличием цели своей деятельности,
2) конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели,
3) набором социальных позиций и ролей, действующих в рамках данного института.
Возникновение и становление социального института – явление объективное. Процесс институализации связан с рядом условий. Одно из главных – потребность упорядочить отношения именно в данной сфере. Другое условие – уже сложившиеся связи конкретных лиц, групп, общностей, то есть институт возникает не на пустом месте. В рамках сложившихся ранее отношений происходит упорядочение связей, правил поведения. Третье условие – определение социальных ролей участников действия (продавец – покупатель, учитель – ученик, больной – врач, журналист – читатель и т.п.). Каждая роль характеризуется набором правил поведения. Конечно, нельзя сводить действие социального института только к сумме элементов, его составляющих, к сумме ролей и упорядочению взаимоотношений. Он обладает своими собственными системными характеристиками, внутренними законами развития. Так, институт журналистики не представляет собой механического соединения газет, журналов, радио- и телеканалов. Все вместе они обладают качествами, не сводимыми к качествам отдельного средства. Каждая социальная роль в рамках института также обладает своими собственными системными характеристиками. Например, роль читателя не ограничивается только тем, что он потребляет продукцию, произведенную корреспондентом. Читатель является представителем аудитории, которой присущи специфические характеристики, особенности, набор ценностей и мотивов поведения и которая, в свою очередь, влияет на журналиста.
Наряду с выделением ролей происходит организационное оформление социального института, наделение его необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными). Если говорить об институте журналистики, то это кадры, редакционные помещения, типографское оборудование, система распространения и т.п.
В связи с изменениями, происходящими в обществе, социальные институты могут видоизменяться, трансформироваться, а иногда и исчезать вовсе, если деятельность их становится бессмысленной, порой даже тормозящей общественную жизнь. Именно так исчез институт монархии во многих странах. А там, где он сохраняется, часто носит декоративный характер, представляя дань традиции. Типичный пример тому – Великобритания.
Новые реалии жизни привели к исчезновению многих неформализованных социальных институтов. Например, вместо дуэли появились другие формы выяснения отношений, более безопасные для участников. Это, прежде всего, суд. Однако есть ряд важных институтов, существование которых вызвано непреходящими потребностями общества. В их числе – политические, экономические, образовательные, семейные и религиозные. К группе политических институтов относится прежде всего государство, а также институты парламентаризма, президентства, права, местного самоуправления, армии, институт партий, профсоюзов и др. К политическим, на наш взгляд, относится и институт журналистики, если исходить из его основных целей.
Некоторые социальные институты пытаются захватить контроль над другими, особенно теми, чье влияние в обществе довольно велико. Так, власть (под этим словом мы подразумеваем главные политические институты и прежде всего – государство) а также политические организации, армия, церковь пытаются контролировать институт образования. Большие деньги вкладываются в создание молодежных объединений, воскресных школ, военно-патриотическую работу. Во всех странах власть пытается подчинить себе журналистику, использовать как инструмент влияния на население.
Социальный институт, сформировавшись, обладает определенной стабильностью и устойчивостью, имеет самоорганизационную природу, которая особенно наглядно проявляется в кризисные, переломные моменты, связанные с социальными изменениями. Однако в такие периоды в жизни общества наблюдается сдвиг от формализованных институтов к неформализованным. Так, в преддверии краха советской системы в России особенно расцвела теневая экономика, появилась в большом объеме самиздатовская пресса.
Американский социолог Роберт Мертон выделил явные и латентные функции социальных институтов [2]. Явные – последствия которых носят намеренный, предсказуемый характер. Они формально заявляются, декларируются, могут быть записаны в официальных документах. Латентные – это непредсказуемые результаты действия социального института, часто неожиданные для субъектов действий. Можно отметить латентные функции журналистики. Анализ документов и материалов по истории журналистики позволяет с определенностью сказать, что первоначально основная ее функция была информационная. Зарождавшиеся капиталистические отношения, развитие промышленности, торговли, усложнение контактов между территориями сделали информацию насущной необходимостью, основой успешного ведения дел. Речь шла не только об экономической информации, но и о той, которую мы сейчас называем политической.
Другой латентной функцией журналистики, проявившейся позже, является контроль за действием власти. Оказалось, что информация, публикуемая в СМИ, помимо всех задач, которые на нее возлагаются, дает возможность общественности следить за действиями властей, своевременно на них реагировать и силой общественного мнения предотвращать нежелательные последствия. Чем демократичнее общество, тем полнее информация о деятельности правительства, президента, администрации. В тоталитарном обществе власть дозирует подобную информацию, приукрашивает ее, скрывает подлинные цели и намерения. Журналисты, напротив, выступая с лозунгом свободы слова, стремятся сделать действия власти прозрачными. Отсюда следует вывод: возможна ситуация, когда цели разных институтов расходятся и между ними возникает столкновение, перерастающее в откровенную борьбу.
Особенность журналистики заключается в том, что это один из самых «неспокойных» социальных институтов. Объявив себя «четвертой властью», журналистика постоянно вступает в конфликт с главным политическим институтом – государством. Вся ее история - наглядный пример тому.
С усложнением социальной системы усложняется структура социального института, в том числе и журналистики, - ролевая (если первоначально автор, издатель, наборщик, распространитель существовал в одном лице в век так называемого персонального журнализма, то затем роли разделились, появились новые; процесс этот продолжается и по сей день), организационная ( печатные издания дополнились аудиовизуальными, электронными). Усложнилась иерархическая система внутри данного института. В связи с этим усложняются, видоизменяются функции журналистики. Однако главная цель остается прежней – сохранить, поддержать целостность системы, способствовать ее устойчивости и развитию. Для этого одной информационной функции явно недостаточно. Поэтому правы те авторы, которые также говорят о функциях социализации, формирования общественного мнения, управления обществом через координацию действий социальных институтов, социальной связи, налаживания общественного диалога, социальной интеграции разных социальных слоев и групп. Этот перечень можно продолжить, добавив в него все то, что делает журналистика в целях сохранения целостности системы и что мы относим к группе социальных функций.
Некоторые авторы вместо функции социализации называют идеологическую (социально-ориентирующую, ценностно-ориентирующую). На наш взгляд, понятие социализация представляется значительно более широким. Это не просто усвоение идей и норм общества, формирование мировоззрения. Это процесс, в ходе которого индивид превращается в социальное существо (личность) с набором социально-значимых черт, знаний и умений.
С течением времени большой трансформации подверглась информационная функция журналистики. Она включает сейчас множество аспектов: распространение знаний о действительности, создание у населения картины мира, осуществление обратной связи.
Журналистика как политический институт выполняет социальный заказ государства, власти и нацелена на поддержание стабильности данного общества. Следовательно, журналист, заявляющий о своей нейтральности, - это миф. Он может искренне в него верить, но суть его профессиональной деятельности от этого не меняется. Журналист, действительно, принадлежит к сословию людей государственных (А.С.Пушкин). Однако он может активно использовать латентную функцию журналистики – контроля за деятельностью власти. И выполняя определенную роль внутри социального института (журналистика, партия, профсоюз, социальное движение и т.п.), он порой вместе с этим институтом включается в борьбу с системой.
Наряду с главной целью всех социальных институтов, о которой уже говорилось, – удовлетворять потребность системы в сохранении стабильности – у каждого из них существуют и другие, побочные цели, связанные с необходимостью удовлетворять потребности тех или иных социальных слоев как объектов этой системы. Потому что в конечном итоге именно через них осуществляется основная цель социального института. Это обстоятельство применительно к журналистике в отечественной науке первыми подметили психологи. В коллективной монографии «Психолингвистические проблемы массовой коммуникации» высказана мысль, что «целесообразно различать…социологический и психологический уровни анализа. На социологическом уровне мы рассматриваем массовую коммуникацию как социальный институт». На основе анализа западных исследований, по большей части американских, авторы показывают, в чем заключаются социально-психологические и психологические функции журналистики. К социально-психологическим относятся функции контакта – «когда люди объединяются в группу не для того, чтобы осуществлять какую-то деятельность (в таком случае речь идет о социальной функции – Л.А.), а чтобы удовлетворить потребность в общении», отождествления себя с группой или противопоставления ей. Продолжила исследования в этом направлении, психолог Н.Н.Богомолова. Назовем то, что нам кажется рациональным в ее работе. Она добавляет к указанным выше также функцию самоутверждения (самопознания и самореализации). В материалах массовой коммуникации люди ищут подтверждения своих взглядов, поддержки своих ценностей, мнений. Автор называет также ряд функций, которые можно отнести к чисто психологическим, то есть удовлетворяющим потребности отдельного человека. Например, утилитарную, когда человек получает информацию, нужную ему для повседневной жизни, решает «конкретные, практические, в том числе бытовые, проблемы». Сюда относятся материалы «Сад», «Огород», «Кулинарные рецепты», «Умелые руки» и т.п.; функцию эмоциональной разрядки, когда журналистские материалы помогают человеку расслабиться, отдохнуть, снять напряжение. С ней сопряжена функция развлечения. На наш взгляд, к вышеуказанным можно добавить познавательную функцию, суть которой заключается в том, что человек стремится получить нужную ему информацию. Но в отличие от социальной, которая регулирует взаимодействия людей, подобная информация является личностной, значимой или просто интересной только для этого человека. Важной представляется также функция отвлечения (от действительности, от повседневности, от проблем, которые окружают человека).
Разговор о функциях журналистики не просто абстрактное теоретизирование. Это попытки понять ее отношения с властью, с обществом, с отдельным человеком. Это объяснение ее действий, в том числе и деструктивных. Некоторые исследователи говорят о том, что журналистика сейчас перестает нести достоверную информацию, создает искаженную картину мира, драматизируя малозначимые события и замалчивая важные, что она часто выступает средством не объединения, а разъединения людей. В обществе все сильнее высказывается недовольство ее деятельностью. Скорее всего, это реакция на проявляющиеся дисфункции данного социального института, которые могут привести к его трансформации. Каким образом это произойдет, трудно сказать. Конечно, такой важный политический институт не исчезнет совсем. Но уже сейчас становится очевидным, что функцию социализации в большой степени берут на себя институты образования и религии. Журналистике, особенно электронной, все больше отводится роль распространителя, а иногда и просто транслятора массовой культуры. Набирает силу Интернет-журналистика, явление еще недостаточное нами осмысленное и изученное, но имеющее безграничные возможности на личностном уровне удовлетворять потребности населения.
- Пиар: сущность, принципы и направления деятельности
- 2. Актуальные проблемы современной журналистики
- 4. Освещение в сми актуальных проблем современной науки
- 5. Зарубежная журналистика на современном этапе: проблемы и тенденции развития.
- 6. Вопросы саморегулирования сми: российский и зарубежный опыт
- 7. Кодексы профессиональной этики журналиста и проблема их воздействия
- 8. Логические основы редактирования.
- 10. Пресс-секретарь: профессиональные и этические критерии деятельности
- 11. Журналист и информация. Понятие «массовая информация»
- 12. Журналистика в период вов
- 13. Закономерности развития русской периодической печати 18 века.
- 15. Основные тенденции в развитии отечественной журналистики XX века.
- 17. Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921–1927 гг.)
- 18. Структура мгп. Предмет регулирования.
- 19. Международное гуманитарное право и защита журналистов
- 20. Специфика работы журналиста в зоне вооруженного конфликта.
- 21. Журналистика как социальный институт.
- 22. Функции журналистики.
- 23. Задачи и методы социологического анализа аудитории сми
- 24. Закон рф «о сми».
- 25. Основы государственной политики в области сми. Формы и способы ее реализации.
- 26. Сми и проблема формирования толерантности общества.
- 27. Типология современных средств массовой информации.
- 28 Анализ структурной и дизайнерской моделей газеты (на примере одной из нижегородских газет)
- 29. Виды и средства рекламы. Особенности рекламного обращения.
- 30 Организация работы и структура редакции газеты
- 32 Принципы планирования работы редакции
- 35 . Жанровые особенности газетных текстов (интервью, отчет)