logo
ответы к ГОСам

27. Типология современных средств массовой информации.

       Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели, или типа. В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении — канал, телепрограмма, на радио — радиостанция, радиопрограмма, а в целом — средство массовой информации.

       Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, ежемесячный журнал) и др.

       Вся совокупность действующих СМИ подразделяется на типы. Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию или конкуренции, определяет особенности деятельности, обеспечивает оптимальную реализацию информационной политики, незаменима при проведении маркетинговых исследований.

       По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий, теле- и радиопрограмм:  

       – международные;

       – общероссийские;

       – межрегиональные;

       – территориальные (областные, краевые, городские, районные);

       – этнических общностей;

       – профессиональных групп;

       – возрастных групп;

       – для женщин и мужчин;

       – для верующих.

       По предметно-тематической направленности:  

       – универсальные;

       – специализированные.

       По целевому назначению:  

       – художественные;

       – публицистические;

       – развлекательные;

       – научные;

       – рекламные;

       – информационные.  

       По времени выхода: утренняя, дневная, вечерняя, ночная — для теле-, радиопрограмм; утренняя, вечерняя — для газет.

       Периодичность: ежедневная, еженедельная, ежемесячная и т. п.

       Для каждого государства характерна своя типологическая структура СМИ. Например, на Западе растет количество качественных газет, что вызвано увеличением класса "белых воротничков". Идет снижение интереса к бульварной прессе: сокращение тиражей, уменьшение числа изданий. В США желтую прессу заменяют мужские и женские журналы.

       Типологическую структуру СМИ России определяют следующие факторы.

       1. Политический. Еще совсем недавно на повестке дня был актуален вопрос о сверхполитизации российской прессы, которая находилась под влиянием противоборствующих политико-экономических группировок. В настоящее время наблюдается тенденция к усилению роли государства в формировании информационной политики значимых во всероссийском масштабе СМИ. Стремящуюся во власть бизнес-элиту должен остудить горький пример медиа-холдингов Б. Березовского и В. Гусинского.

       2. Экономический. Рыночная экономика в сфере СМИ развита недостаточно мощно. Большинство газет, теле- и радиоканалов существуют за счет внешней административной или спонсорской подпитки. Это сводит на нет здоровую конкуренцию — благосостояние зависит не от популярности у аудитории, а от умения ладить с владельцами.

       3. Техногенный. Слабое техническое обеспечение редакций, в особенности — региональных, что снижает эффективность и интенсивность их работы.

       4. Профессиональный. Утверждение новой русской журналистики на сломе старых идеологических парадигм имело и негативные последствия. Свобода слова оборачивалась свободой от этических и моральных норм, элементарных журналистских знаний и навыков. Бурный рост числа СМИ привел к нехватке кадров и падению профессионального уровня. В постсоветской России значительно выросло количество и оперативность информации, но ее обработка производится на низком уровне.

       Среди названных факторов главенствует первый - политический, ибо в России по-прежнему многое, в том числе, разумеется, и система средств массовой информации, зависит от политического климата.

       Печать - наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений.

       Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики:

        – по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);

        – по учредителю (государственная и негосударственная пресса);

        – по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);

        – по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);

        – по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);

        – по содержательному наполнению (качественная и массовая). 3

       Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.

       Универсальные реализуют модель "для всех обо всем". Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели:

        – "для всех не обо всем" (тематическая профилизация прессы - "Спорт-Экспресс", "СПИД-инфо", "Финансовая Россия");

        – "не для всех не обо всем" (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).

       Помимо этого Л. Реснянская выделяет издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных: "обо всем для единомышленников" (партийные газеты - "Советская Россия", "Лимонка" и др.) 4

       Лидеры общероссийского рынка относятся к первой модели, к универсальным изданиям. Это "Аргументы и Факты", "Московский Комсомолец", "Комсомольская правда", имеющие ряд общих черт. У них советское происхождение, на организационном уровне нет связи с государственными институтами, информационная политика строится на принципах независимости. Особенности этих изданий заключаются в следующем. В информационной политике "АиФ" наиболее заметно стремление быть доступной каждому. Это канонический образец массовой газеты, избегающей четкой политической позиции, перенасыщенной прикладными материалами, предпочитающей широко известных героев. По тональности газета проста и комфортна, максимально приближена к кругу повседневных забот обывателя. "МК" имеет более широкую информационную географию (СНГ, мир), содержит меньше утилитарной информации. Балансирует на грани "газеты новостей" и "газеты сенсаций", не чурается политических игр. "КП" похожа больше на "МК" – та же балансировка между качественной и бульварной прессой. В целях повышения конкурентоспособности предложила "толстушку" – "газету, которую можно читать всю неделю", использующую модель газеты выходного дня: позитив, культура, личные интересы, обратная связь с читателем.

       

       Классификация современного ТВ осуществляется по следующим параметрам:

       1. По способу трансляции:

        · эфирное (распространение сигнала от телевышки до приемника);

        · спутниковое ("НТВ+", "Космос-ТВ");

        · кабельное (московское "КТВ-1").

       2. По типу деятельности:

        · вещательные структуры ("Первый канал"); как правило, они универсальны: в том числе заняты производством программ;

        · программопроизводящие ("Вид");

        · дистрибьюторские.

       3. По охвату аудитории:

        · общероссийское ("РТР");

        · межгосударственное ("Первый канал");

        · региональные (ВГТРК "Регион-Тюмень");

        · местные (ТК "Ладья").

       4. По специализации программ:

        · общие (ВИД);

        · специализированные ("Воен ТВ").

       5. По форме собственности:

        · государственные ("РТР");

        · негосударственные ("СТС", Ren-ТВ").

 

       Существует два вида радиовещания: эфирное, для распространения которого используются радиоволны, и проводное, для распространения сигнала используются провода.

       Современную отечественную структуру радиовещания можно классифицировать по следующим признакам:

       1. По типу собственности выделяются две большие группы:

        · государственные радиостанции ("Радио России", "Маяк", региональные ГТРК);

        · коммерческие радиостанции (В 1998 году в России их насчитывалось более тысячи. На первом этапе развития в их создании участвовали зарубежные партнеры. Франция – "Европа+", "Ностальжи", "М-радио"; США – "Максимум", "Радио 7. На семи холмах". В регионах коммерческие радиостанции разделяют на франчайзинговые и местные. Франчайзинговые станции – ретрансляторы столичных (как правило) крупных станций, которые платят за прием сигнала и выдают в эфир передачи местного производства. Отношения между головными станциями и ретрансляторами могут быть и очень жесткими ("Европа+", "Радио-Сити"), и либеральным ("Русское радио").

       2. По охвату аудитории назовем:

        · общенациональные ("Радио России", "Русское радио", "Маяк", "Европа+");

        · региональные (краевые, областные, крупные города);

        · локальные или местные (небольших городов, поселков, районов).

       3. По тематической направленности:

        · универсальные, включающие широкий спектр информационных, аналитических, художественных, развлекательных программ ("Радио России", "Маяк");

        · информационные, главным компонентом программ являются выпуски новостей ("Эхо Москвы");

        · музыкальные станции.