logo
ответы к ГОСам

5. Зарубежная журналистика на современном этапе: проблемы и тенденции развития.

Несмотря на весьма серьезные национальные особенности функционирования средств массовой информации и коммуникации, существуют общие, мировые тенденции развития журналистики.

В современных условиях важное значение приобретают:

Новейшие достижения в производстве журналов, газет, функционировании радио и телевидения, компьютеризация технологических, информационных и коммуникационных процессов позволяют с достаточно высокой степенью вероятности утверждать, что мы вступаем в новое информационное общество. Последние годы ознаменованы бурно протекающими и неоднозначными процессами, которые получили название глобализации информационного пространства. Это явление связано прежде всего с новейшими достижениями в технике коммуникации и электронике. Практически мгновенное донесение информации до зрителей, слушателей и читателей позволяет сделать свидетелями и участниками событий миллионы людей. Причем мы становимся невольными участниками событий, происходящих за тысячи верст от нас. Уже сейчас компьютерные сети охватывают весь мир, и есть реальная возможность для пользователя получить нужную информацию выбранного вами агентства или источника из любой страны, из любой точки земного шара.

Вторжение научно-технического прогресса в журналистику и издательское дело привело к необратимым последствиям, глубину и значение которых трудно переоценить. Широкое внедрение электронно-вычислительной техники, трансграничная передача данных, формирование глобальной компьютерной сети – все это и многое другое предопределяет новую технологию журналистского труда, новые тенденции сбора, анализа и распространения информации.

Возникает своеобразный механизм саморегуляции: государство и конкуренция сдерживают частные коммерческие интересы, а индивидуальные «малые» средства информации, в свою очередь препятствуют формированию государственной монополии; коммуникационные технологии открывают всем и каждому доступ к информации, расширяют возможности кросс-культурного взаимодействия в мировом масштабе.

Вместе с тем, на пути полного и всестороннего обеспечения свободы слова и свободы печати стоят преграды, вызванные современными политическими реалиями. В повестку научно-практических задач, в частности, встал вопрос о регулировании информационных потоков. Это регулирование в ряде случаев подменяется приданием информации определенного идеологического и политического характера, что происходит «всегда, когда высшим императивом является интерес не истины, а отдельных партийно-политических образований, государств, блоков и групп стран, интересы которых подаются как интерес якобы всего международного сообщества». Во многих странах контроль над информационными потоками захватили мировые информационные агентства и международные пресс-монополии. Появилось множество совместных предприятий, где «главную скрипку» играет зарубежный капитал. (н-р, в Польше). Среди социальных последствий анализируемых процессов необходимо взять во внимание и такой. Радио и телевидение, газеты и журналы могут либо до предела политизировать население и сделать его послушно-покорным воле ведущих политических деятелей, либо увести в царство грез и мечтаний, оторвав от жизненно важных и насущных забот. В этих условиях этика журналиста из зрительно-абстрактной категории перешла в плоскость практических интересов ученых, политиков, всех участников коммуникационных процессов.

Есть и другие последствия глобализации информационного пространства. Среди них – резкий спад интереса к печати восточноевропейских стран, даже в соседних государствах. В России, например, длительное время не распространяются газеты и журналы восточноевропейских стран, так как это считается нерентабельным. Поскольку доступ к информации в любой точке земли стал одинаково прост, то мировые новости начали дополняться в регионах новостями местными, опять-таки в соответствии с прогнозами футурологов. Так возник феномен регионализации информации при наличии глобального информационного пространства. Этому способствует бум «малой прессы», который стал возможен благодаря появлению лазерных печатающих устройств и настольных издательских систем. Очевидно, что мы стоим перед острой необходимостью унификации законодательства по СМИ в международном масштабе. Глобализация информационного пространства выдвинула в число национальных приоритетов США участие в создании так называемой Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ). Особая роль в планах администрации США отводится Международному союзу по телекоммуникациям (МСТ) и международной сети Интернет. В разработке ГИИ неоспоримую роль играет правительство. Снижая регуляционные барьеры и способствуя участию частного сектора, определяя общественные интересы, которые необходимо удовлетворить при помощи обмена информации, активно используя ГИИ в целях образования, здравоохранения и других государственных задач, правительства могут сыграть ключевую роль в развитии ГИИ в сотрудничестве с промышленностью и представителями частного сектора.

Компьютерные сети и базы данных становятся одним из важнейших каналов распространения информации. Ими активно пользуются не только предприятия и организации, но и частные лица. Система Интернет была создана в США в 1969 году под названием АРПАНЕТ (ARPANET) специалистами Агентства министерства обороны США по проектам в области передовых исследований (Advanced Research Project Agency), которые соединили вместе четыре компьютера, чтобы продемонстрировать возможность создания широкой компьютерной сети. Формально Интернет – это самоуправляемая община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из сотен более мелких сетей. Каждые 30 секунд в Интернет включается новая сеть. Более двух миллионов файлов, а также другие данные и программы открыты для пользователей. Соединенных Штатах существует Общество Интернет (Internet Society – ISOC), Совет по структуре Интернета (Internet Architecture Board – IAB) и Специальная группа по инженерному обеспечению Интернета (Internet Engineering Task Force – IETF), состоящие из добровольцев, которые проводят открытые конференции, где разрабатываются операционные стандарты и решаются различные проблемы. Рекламные услуги Интернета значительно дешевле и эффективнее, чем, скажем, в газетах и журналах.

Использование возможностей Глобальной информационной инфраструктуры позволило развитым странам Запада и США перейти к так называемой сетевой экономике, когда обширная система современных линий связи обеспечивает быстрый поиск деловых партнеров, покупателей и продавцов, заключение сделок без посредников, проведение электронных расчетов и т.п. К сожалению, информационная инфраструктура России создавалась в условиях кризиса, что зачастую вынуждало обращаться за помощью к иностранному капиталу. В итоге контроль над информационными потоками может оказаться в руках иностранцев. Эта тенденция отчетливо прослеживается в Москве, Петербурге и важных узловых пунктах информационных магистралей.

Модная концепция «однополюсного мира», где лидирующую роль должны играть США, весьма удачно вписывается в современное состояние мировых коммуникационных процессов. Соединенные Штаты сейчас являются единственной страной, которая может диктовать свои условия другим странам в области распространения информации. И не только потому, что США производят основную долю информационного продукта. Именно эта страна заняла ключевые позиции на информационных магистралях, именно она целеустремленно и настойчиво продвигает в жизнь идею Глобальной информационной инфраструктуры, где намерена взять под свой контроль распространение информации в мировом масштабе. В этой связи со всей определенностью перед другими странами встает вопрос о их информационной безопасности. Новый информационный порядок, о котором мечтали неприсоединившиеся страны в недалеком прошлом, уже представляется несбыточным. Трансграничная передача информации (спутниковая связь, прямое телевизионное вещание, компьютерные сети и т.п.) сводит практически к нулю юрисдикцию государств даже в пределах собственного информационного пространства. Действительно, сложно запретить просмотр телепередач спутникового телевидения или пользоваться Интернетом. Вместе с тем, участились попытки отдельных государств вновь отгородиться «железным занавесом». Это кажется вполне оправданным: формирование общественного мнения нельзя отдавать на откуп иностранцам.

Глобализация информации породила целый ряд последствий, связанных с модернизацией стратегии мирового сообщества по ее распространению. Если новый международный информационный и коммуникационный порядок предполагал определенное противодействие международным пресс-монополиям на территории отдельно взятой страны, то ныне это осуществить чрезвычайно трудно технически, поскольку спутниковое телевидение, радио, Интернет и другие новейшие технологии позволяют оказывать информационное воздействие на реципиентов независимо от их удаленности от источника распространения информации. Сочетание глобальной информации и «регионального интереса» делает выступления СМИ более действенными и эффективными с точки зрения формирования общественного мнения и манипулирования им. Активная экспансия развитых в информационном отношении стран в СМИ Центральной и Восточной Европы, бывших республик СССР и развивающихся стран углубляет разрыв между «богатыми» и «бедными» государствами, создавая реальную угрозу свободе слова и свободе печати.

В настоящее время основные доходы любого печатного издания слагаются из:

Основу денежных поступлений составляют доходы от рекламы.

В изданиях Запада рекламная деятельность строго отделена от собственно журналистской. Это сделано для того, чтобы рекламодатель не мог повлиять на информационную сущность издания. В большинстве стран запрещена так называемая ползучая реклама, завуалированная под редакционные сообщения или новости. Во многих странах – законом, в некоторых, как в Англии, например – обычаями и судебными прецедентами. Для того чтобы у редакционных сотрудников не возникло желания писать так называемые заказные материалы, существуют особые административные правила, обязательно соблюдаемые всеми редакциями. Любая газета, любой журнал или альманах в той или иной степени отводят свою площадь рекламе. Именно реклама в настоящее время является основным источником доходов издания. В зависимости от условий распространения, национальных традиций и экономической ситуации доходы от рекламы в средствах массовой информации в различных странах разные. Так, в Испании они насчитывают около 80% всех доходов, в США – 75%, а во Франции – лишь около 60%.

Коммерциализация журналистики, в том числе и, прежде всего телевидения, привела к тому, что общественно значимые передачи стали уступать свое место в эфире развлекательным, поддерживаемым рекламой. Особенно наглядно это видно на примере образовательных передач и теленовостей.

Сращивание информационного бизнеса с финансово-промышленным капиталом является одной из мировых тенденций развития журналистики. Это явление прослеживается практически во всех странах мира, в том числе и в России.

Поскольку СМИ включены в действующую финансово-экономическую систему той или иной страны, они заинтересованы в стабильности и развитии этой системы, что часто проявляется в содержании публикуемых или транслируемых материалов. Во многих странах Запада, например, нередко публикуются материалы с критикой действий властей, но практически невозможно встретить публикации, критикующие институт частной собственности – основу основ современных финансово-экономических и социальных систем Запада.

С тех пор как в 1892 году Скриппс вместе со своим партнером Макрэ основал первую «цепь» из пяти газет, процесс монополизации прессы не прекращался. В США подсчитано, что, начиная с 1962 году, «заинтересованные финансовые группы» скупали примерно по 68 «независимых газет» в год. В 1979 году тираж ежедневных газет, принадлежащих монополистическим объединениям, составил 71% общего тиража газет. При этом из 38 ежедневных газет, которые перешли в собственность другого владельца, за 7 месяцев 1979 году, 34 стали собственностью именно монополистических объединений. Немаловажно и то, что особенно активно наращивают свою мощь газетные группы, которые и по числу изданий, и по тиражу давно занимают лидирующее положение. В результате эти 13 монополий контролируют 42% ежедневных газет и 50% – воскресных. Существуют и другие тенденции в печатных периодических изданиях. Так, число ежеквартальных изданий и журналов, выходящих один раз в два месяца, увеличивается более высокими темпами, чем, скажем, число ежегодников и ежемесячных изданий. Из приведенных выше цифр, однако, не следует, что развитие журнальной периодики проходит безболезненно. Монополизация СМИ, капиталистическая конкуренция, уменьшение поступлений от рекламы заставляют издателей прекращать выпуск ставших нерентабельными журналов.

Содержание коммуникаций во многом определяет монополия на информацию. Современная пресса является мощным, разветвленным и гибким орудием в руках господствующего класса и умело используется им для идеологической обработки масс, обоснований и оправдания милитаристского психоза, для обеспечения поддержки проводимого политического курса. Издание крупнейших газет и журналов в ряде наиболее развитых в информационном отношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с наиболее могущественными группировками финансово-промышленной олигархии. Многие издания зачастую вместе со сменой хозяина меняют и свой характер, направленность, почерк. Возьмем для примера приобретения Р. Мердока. Газеты «Нью-Йорк пост», «Чикаго сан таймс» после перехода к Мердоку изменили свою редакционную политику, т.е. попросту стали более консервативными, по сути своей откровенно «желтыми» листками. То же самое можно сказать и о переменах в ориентации телестанций компании «Метромидиа», купленных Мердоком совместно с техасским нефтепромышленником Дэвисом.

В последние годы органы правительственной власти стали играть более значительную роль в ориентации и инспирации прессы. Это осуществляется проведением многочисленных открытых и закрытых пресс-конференций; передачей материалов для опубликования в виде пресс-релизов, официальных документов и интервью; организацией «утечки» выгодной информации; деятельностью «паблик рилейшнз оффис».

Концентрация и монополизация средств массовой информации идет высокими темпами. Этому, в частности, способствует отмена многих антимонопольных ограничений, которая была проведена многими странами вслед за США. Так, отменен запрет на основании студий кабельного телевещания телефонным компаниям, оказывающим телефонные услуги в данной местности; во многих странах нет ограничений на количество телестанций, принадлежащих одному физическому или юридическому лицу; разрешено дублирование передач средневолновых радиостанций станциями УКВ, отменены ограничения на владение одновременно эфирными станциями и кабельными каналами и т.п. С.И. Беглов в своей работе «Монополии слова» предложил следующую классификацию предприятий СМИ по формам владения и распоряжения основным капиталом применительно к процессам монополизации. Он выделил следующие группы:

  1. индивидуально-капиталистические («фамильные») предприятия, выпускающие одно издание или один вид прессы, в которых собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одной и той же семьи или одного и того же круга владельцев;

  2. многоотраслевые концерны или так называемые цепные монополии, т.е. цепочки компаний и предприятий прессы, радио и телевидения, связанных между собой общим контролирующим финансовым интересом;

  3. конгломераты, т.е. предприятия, являющиеся компонентами смешанных монополий – «Конгломератов», охватывающих различные виды коммерческой деятельности;

  4. государственно-монополистические корпорации.

Независимо от форм собственности и методов руководства предприятиями концентрация и монополизация СМИ в современных условиях идет по целому ряду направлений, среди которых основными можно считать следующие: объединение (путем поглощения или на договорных партнерских началах), а также создание новых зависимых однотипных СМИ; объединение разнородных СМИ в единый комплекс (газета + радио + телевидение и проч.); приобретение различных средств массовой информации промышленно-финансовыми корпорациями, что позволяет большому бизнесу лоббировать свои интересы при подготовке важных государственных решений и формировать общественное мнение в нужном направлении; приобретение ими промышленных предприятий, зачастую не связанных с редакционно-издательским или радио- телевизионным бизнесом; перераспределение информационных потоков в каналах коммуникации.

Процесс концентрации и монополизации СМИ на национальном рынке характерен для большинства стран; однако в настоящее время он дополняется активным внедрением в информационный бизнес транснациональных корпораций.

Одной из немаловажных тенденций развития зарубежной журналистики можно считать ее дальнейшую дифференциацию и специализацию. Рассмотрим эту тенденцию на примере прессы развитых стран Запада, прежде всего США. Средства массовой информации в условиях глобализации информационного пространства все активнее прибегают к дифференциации и специализации, поскольку это дает возможность каждому из них найти свою социальную нишу, обращаться ко вполне определенной категории населения, добиваться высокоэффективного воздействия на читателей, слушателей, зрителей. Если говорить о газетах, то они традиционно подразделяются по масштабу распространения на национальные (т.е. распространяемые в национальном масштабе), надрегиональные, региональные и местные. По периодичности и времени выхода газеты бывают ежедневные и неежедневные, утренние и вечерние (последних в США до недавнего времени было 80% из числа ежедневных газет, но сейчас это соотношение изменилось на противоположное). По характеру и социальному предназначению газеты разделяются на массовые, качественные, смешанные (массово-качественные или качественно-массовые) и газеты предприятий. В последние годы некоторые исследователи, например Г. Терри, вообще отрицают деление газет на массовые и качественные, поскольку любая массовая газета стремится публиковать «качественные» материалы, а качественная газета борется за высокие тиражи. Журналы можно разбить на две большие группы: специализированные и «общего интереса». Но журналы «общего интереса», или массовые, как их часто называют, сами подразделяются на информационные, иллюстрированные и бульварно-развлекательные. Можно и дальше дробить группы. Так, бульварно-развлекательные в свою очередь подразделяются на палпс мэгэзинс (дешевые издания на плохой желтоватой бумаге), фэн мэгэзинс (журналы для болельщиков, любителей, поклонников и т.д.), чиз-кейк мэгэзинс (порнография), молодежные, для женщин, для мужчин и т.п.

Практика работы современной зарубежной журналистики отличается многообразием форм и направлений. Журналист действует не в абстрактной среде «совокупного читателя», а во вполне конкретных исторических, национальных, социальных, экономических, политических и иных условиях. И все же можно выделить отдельные направления, которые являются наиболее общими и перспективными. Прежде всего, необходимо отметить различие подходов в «прецизионной журналистике» и «новом журнализме».

Появление собственно прецизионной журналистики связывают с именем американского исследователя и бывшего военного журналиста компании «Найт ньюспейперс» Ф. Мейера, который в 1973 году опубликовал под таким названием книгу. Он и его последователи исходили из того, что традиционные методы сбора и обработки информации устарели, не позволяют своевременно разглядеть потенциально важное явление в социально-политической жизни, а акцентируют внимание лишь на сиюминутных событиях. Отсюда вывод: для устранения имеющихся недостатков журналисты должны использовать для сбора и обработки информации методы социологии и других наук. Смысл всего метода прецизионной журналистики заключается в том, что социологические, математические и другие способы измерений и анализа сами по себе делают публикацию точной и правильной.

Другое направление в современной журналистике имеет целый ряд названий: концептуализм, новый документализм, новый журнализм. Суть этого направления берет начало в журналистской деятельности известных писателей начала XX века, но она несколько модернизирована. В основе «нового журнализма» лежит документальный репортаж с использованием элементов художественной литературы: сюжет, диалоги, детальные характеристики персонажей и т.п. В некоторых случаях авторы подобных произведений заменяли факт «фактоидом», а то и откровенным художественным вымыслом, поскольку считали, что отображение типичного героя в типических обстоятельствах в некоторых случаях важнее документальной точности.

Одним из новейших направлений в американской практической журналистике стала так называемая общественная или народная журналистика, о которой уже говорилось ранее. Ее приверженцы особенно активно пользуются теоретическими разработками и практическим опытом, почерпнутым в ходе избирательных кампаний.

Продолжают развиваться еще два направления практической зарубежной журналистики – это так называемая исследовательская и расследовательская журналистика. Они довольно часто соприкасаются с макрекерством – «разгребанием грязи». Сейчас в США существует объединение издателей и редакторов, ведущих журналистские расследования. Сторонники «расследовательской журналистики» считают себя последователями «макрекеров» начала века. Именно в этот период появились исторические предшественники современной «расследовательской журналистики».

В последней четверти минувшего столетия в зарубежной практической журналистике очень мощно заявило о себе такое направление, как потребительская журналистика. Она рассчитана на удовлетворение потребностей покупателей различных товаров и потребителей услуг. Достаточно сказать, что издания этого направления лидируют по совокупному тиражу среди остальной периодики, рассчитанной на массового читателя. Проблематике потребительской журналистики посвящены радио- и телевизионные передачи, активно используется сеть Интернет. Задачи этого направления журналистики – обезопасить потребителей от недоброкачественных товаров и услуг, ориентировать их в мире торговли и других сферах, способствовать распространению передового опыта в торговом, бытовом и другом обслуживании населения. Редакции, ориентированные на потребительскую журналистику, сами или с помощью специальных организаций проводят тестирование продуктов и услуг, а результаты этого тестирования доводятся до сведений населения.

Изменения в практической журналистике зарубежных стран зависят от национальных особенностей функционирования СМИ, общественно-политической ситуации, экономических и идеологических условий, а также от национальных приоритетов в той или иной сфере жизни. «Народная», потребительская, исследовательская и расследовательская, «новая» журналистика и другие направления нацелены на повышение эффективности газетно-журнальных публикаций, передач радио и телевидения. Вместе с тем, эти направления отражают требования рынка, который все больше и больше влияет на современную журналистику.

Журналистика и техника Сказать про прогресс, про важность техники во все времена. Он-лайн ресурсы, перенесение газет в интернет. Высокие технологии в создании всех СМИ. Виртуальная реальность. Оперативность. И т.п. Развитие науки и техники оказывает существенное влияние на современные средства массовой информации и коммуникации, формы и методы работы журналистов. Усиливается роль государства, инновационная политика которого во многом определяет будущее СМИ.