logo
ответы к ГОСам

26. Сми и проблема формирования толерантности общества.

Во многих культурах понятие "толерантность" является своеобразным синонимом "терпимости": лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - Toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория "терпимости" ("толерантности") претерпевала изменения. Это является естественным явлением, так как менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Ушакова Д. Н. категория "толерантности" полностью отождествляется с категорией "терпимость". В "Словаре иностранных слов и выражений" понятие также определяется как "терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо". Гармония отношений подразумевает под собой прежде всего уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение "толерантность", предлагаемое американским словарем "American Heritage Dictionary": "Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей". Данную ссылку на американский словарь дает мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье "Образование и толерантность". В своей статье ученый приходит к выводу, что определение "толерантность" в американском словаре неполно, так как это "не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, а признание и уважение других людей, которые отличаются от нас самих, признание как отдельных личностей, так и социальных или этнических групп, к которым они принадлежат". Для многонационального государства это особенно актуально, так как объект нетерпимости - представители конкретных этносов. Однако вновь перед нами уравнение по крайней мере с двумя неизвестными: первое - все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные личности, социальные группы; второе - всегда ли уважение - снисходительность к другим и отсутствие личных ценностных ориентаций. Дать ответ на этот вопрос нам поможет отечественная политическая энциклопедия : "Толерантность политическая - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами".Это определение подсказывает нам решение проблемы поиска первого неизвестного: толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному взаимодействию, упорядоченным отношениям, не нарушающим общечеловеческие законы бытия, не причиняющим вред другим лицам при реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить массу нареканий, ибо она подтверждает новозаветный принцип " око за око, зуб за зуб". А мы знаем, что в жизни, отвечая злом на зло, болью на боль, хорошего результата добиться нельзя. Ученый-политолог из Оксфорда Джонатан Ролз предполагает, что "общество имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость, угрожающую общественному порядку" . Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его все же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить причины, приведшие к ней (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи быть не может. Причина негативных проявлений других в нас самих, в нашей нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Все тот же Джонатан Ролз утверждает, что "людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться, если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость ..."

Толерантность – понятие коммуникативное. Она возможна только через общение. Поэтому средства массовой коммуникации становятся либо катализаторами, усиливающими резистентные процессы, либо ингибиторами, ослабляющими сопротивляемость социальной системы. Так на излёте перестройки и «нового мышления» М.Горбачева пресса в качестве катализатора сопротивления партийно-советской номенклатуре стала одной из причин разрушения прежней системы правления. Как будет развиваться массовое сознание в характеристиках толерантности / интолерантности зависит, прежде всего, от социально-экономической стабильности общества и позиции средств массовой информации. Если кризисные тенденции вновь возьмут верх, а пресса при этом продолжит кликушествать, порождая «образы врага», нагнетая катастрофизм и конфликтность, то наметившийся было социальный порядок сменится такой смутой, какая не снилась и во времена Ивана Грозного. Надо помочь осознанию журналистами своей позиции в этих взрывоопасных процессах. Необходимо разработать модель формирования в СМИ образа “этнического другого”. Мы говорим, прежде всего, об этнической толерантности, а не какой-то иной потому, что конфликты между людьми разных национальностей абсолютное большинство опрошенных (66,5%) считают сегодня самыми опасными и разрушительными. Одна из важнейших задач по толерантному освещению этнических проблем - создание позитивного образа многонационального города (региона), где вместе мирно живут люди разных национальностей и конфессий. Поиски позитива могут быть в любых областях. Например, даже спортивная информация может не разделять, а объединять людей... Нужны рассказы и о современных диаспорах, об их разносторонней жизни, причем в качестве экспертов можно привлекать ученых-этнографов. Эта задача не одного месяца или года, но без продуманной стратегии освещения межэтнических проблем и конфликтов в прессе, нас рано или поздно захлестнёт нетерпимость и межнациональная рознь. В вопросах общественной безопасности свобода деятельности средств массовой коммуникации должна ограничиваться соображениями национальных интересов. Руководители государства обязаны только сформулировать эти национальные интересы.