logo search
ИОЖ

Особенности фельетона как жанра в советской публицистике (а.Т. Аверченко, и. Ильф и е. Петров, м.М. Зощенко и др. Авторы на выбор студента).

Проблемы, вставшие перед советской журналистикой в годы восстановления народного хозяйства, нельзя до конца осмыс¬лить без учета экономической и политической ситуации в стра¬не. С окончанием гражданской войны политика "военного ком¬мунизма" зашла в тупик. Политические, идеологические, экономические установки РКП входили в противоречие с реальной действительностью. Не получила своей практической реализа¬ции, настойчиво проводимой партийно-советской прессой, кон-цепция мировой революции, уводившая общественную мысль от конкретных задач сегодняшнего дня страны. К сожалению, в печати тех лет слишком робко раздавались голоса о необходи¬мости изменения политического курса.

Газе¬ты тех лет полны сообщений о расправах над классовым врагом.

В феврале 1921 г. вышла газета "Труд". Будучи ежедневным центральным органом профсоюзов страны, она выпускалась для рабочих и была их голосом.

На первый план в деятельности советской журналистики вес¬ной 1921 г. выдвигались вопросы организации пропаганды но¬вой экономической политики среди широких масс рабочих и крестьян. Но в большинстве своем такого рода выступления но-сили декларативный характер.

Советская печать, оказавшись в состоянии кризиса, хотела хоть как-то поправить свои дела за счет показательного процес¬са над эсерами весной 1922 г. Виды большевиков на процесс были связаны с инструкциями Ленина, появившимися за неде¬лю до объявления о начале судебного разбирательства, в кото¬рых он настаивал на организации "образцовых, громких, воспи¬тательных процессов" против политических оппонентов.

Нэпманская стихия проникала в советскую прессу под раз¬ными обличиями: то в виде рекламных объявлений, набранных гигантскими буквами, то в виде сообщений о "вечерах обнажен¬ного тела", то в виде низкопробных карикатур и острот.

Таким образом, введение нэпа и происшедшая вслед за ним либерализация советского режима усилили влияние различных политических течений на некоторую часть рабочего класса и крестьянства. С целью воздействия на массы стали использо¬ваться новые методы, в том числе сменовеховство.

В условиях либерализации советского режима стали возмож¬ны новые подходы к расширению газетно-журнального рынка. Предпринимались попытки организации изданий сменовеховс¬кой литературы в Советской России. В 1922 г. вышли журналы "Новая Россия", "Россия", "Экономист", "Экономическое воз¬рождение". Возрождающимся типом деловой газеты стал "Лис¬ток объявлений", финансируемый группой московских нэпма¬нов. Однако предвзятое отношение властей, и в частности Ле¬нина к оценке их содержания и направления привело к закры¬тию небольшевистских изданий.

Заинтересованная в расширении связей с рабочей средой ре¬дакция "Рабочей газеты" наладила выпуск многих журналов как приложений к газете. В их числе "Крокодил", "Работница", ежемесячный научно-популярный журнал "Хочу все знать", ежемесячный детский журнал "Мурзилка", еженедельный ил¬люстрированный журнал "Экран", "Листок рабкора" и др.

Тираж всей советской печати к середине 1924 г. достиг 3 млн. экз. Особенно заметен рост крестьянской прессы во главе с "Крестьянской газетой". И все же жизнь настоятельно требовала дальнейшего развития периодической печати. В 1925 г. в стране выходило 589 газет, из них крестьянских — 141, рабочих — 76, комсомольских — 72, военных — 17. Возникли новые централь¬ные издания: "Комсомольская правда", "Пионерская правда", годом раньше — "Красная звезда".