Социально-философская проблематика и значение работы н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма».
Николай Александрович Бердяев - один из самых глубоких и значимых русских мыслителей середины XX века, имя которого известно как в России, так и за рубежом. Бердяева по праву причисляют к крупнейшим мыслителям двадцатого столетия, но его публикации, к сожалению, редко появлялись на страницах отечественной печати, хотя и хорошо известны за рубежом. Его книга «Истоки и смысл русского коммунизма», вышедшая в 1933 году в США - произведение по сути итоговое. На страницах книги читатель вместе с автором размышляет о путях российской и зарубежной истории, анализирует идею Карла Маркса и ее российскую специфику, рассматривает влияние различных эпох на историю и пути развития России, анализирует роль и участь религии и культуры в условиях революции.
Образ русской истории. "Истоки и смысл русского коммунизма" - это своеобразная философия русской истории, рассматривающая определенное политическое явление - русскую революцию - и стремящееся к осознанию ее смысла через специфику русских идейных, религиозных, политических, культурных традиций и вообще "русской души"
В этой книге использован ряд положений, выдвинутых и разработанных в более ранних работах Н.Бердяева Это трактовка истории как процесса, разворачивающегося преимущественно в сфере духа, интерпретация марксизма как квазирелигиозного учения, противопоставление революции и культуры. В "Истоках..." эти положения в значительной мере переосмыслены в свете нового исторического опыта - опыта эпохи победившей революции, которую когда-то он сам искренне призывал.
Идея"Русской души". Исходная посылка всех рассуждений Бердяева - специфическая двойственность "русской души", противоречиво сочетающей в себе восточный и западный элементы, а так же православный аскетизм со стихийно-природным началом. Из данного базисного противоречия он выводит сущностные конфликты русской истории, кажущиеся ему характерными для нее метания между крайностями. Русский народ, можно охарактеризовать лишь в полярных противоположностях: он с одинаковым основанием может считаться и государственно-деспотическим и анархически свободолюбивым, склонным к национальному самомнению и более всех способным в к всечеловечности, жестоким и вместе с тем способным к доходящему до болезненности состраданию. Антиномичность русской души усугубляется тем, что в своих устремлениях она не знает ограничений. В этом отношении "пейзаж души" русского человека напоминает пейзаж земли, на которой она формировалась: та же необъятность, отсутствие каких-либо пределов, устремленность в бесконечное. Этот природно-языческий элемент стал отличительной чертой, особенностью русского человека, православному в своей основе, такие черты, как приверженность к определенной идее, готовность нести во имя нее страдание и жертвы, напряженный максимализм, тяготение к вечности, иному миру. Эти духовные качества, утрачивая непосредственную связь, со своим религиозным источником и приобретая иное содержание, стали воплощаться в различных общественных теориях и движениях, в том числе, и в русском коммунизме".
"Религиозность" большевизма.Секрет притягательности "большевистского мифа" для масс, по его мнению, в том, что он соединил традиционный русский мессианизм с новым социальным мессианизмом марксистского учения. Произошло как бы отождествление веры в особое предназначение русского народа с идеей особой исторической миссии пролетариата. При этом созданное коммунистами государство, с самого начала оказавшееся во враждебном окружении, слилось в народном сознании с образом "царства правды", единственного хранителя "истинной веры".
Образ В.И.Ленина. В анализе идеологии "русского коммунизма" Бердяев уделяет первостепенное внимание В.И.Ленину. В создателе и вожде большевизма он видит яркое выражение того типа революционера-максималиста, которыми была столь богата история российского освободительного движения. Вместе с тем не было ничего от революционной богемы, от заоблачного романтизма. Его революционный максимализм находился в органическом сочетании с прагматической гибкостью в политике; черты интеллегента-раскольника и сектанта парадоксальным образом уживались в нем с чертами князе и царей, собиравших и строивших Российское государство. Таким образом, Ленин как бы объединил в себе две политические тенденции, находившиеся в XIX веке в непримиримой борьбе. И как это ни парадоксально, только благодаря этому он смог стать не только вождем революции, но и с создателем нового советского государства. Критически относясь к Ленину, называя его человеком "пониженного культурного типа", Бердяев, вместе с тем, отмечает его личное бескорыстие, преданность убеждениям, его огромные заслуги в деле спасения России от хаоса и анархии, грозивших ей полным распадом, неоднократно сравнивает его с Петром Великим.
- Российская пресса в дореволюционный период (1900-1905 гг.).
- Структурные изменения в системе отечественной периодической печати после первой русской революции (1905-1917 гг.). Манифест от 17 октября 1905 г.
- Российская журналистика в период между февральской и октябрьской революциями 1917 г.
- Взгляды в.И. Ленина на развитие прессы.
- Сборник «Вехи» и полемика вокруг него.
- Октябрьская революция в писательской публицистике: «Окаянные дни» и.А. Бунина и «Несвоевременные мысли» м. Горького.
- Отечественная печать в годы гражданской войны (1918-1920 гг.). «Красная» и «белая» периодика.
- Советские сми в период нэп.
- Сатирическая журналистика начала XX века (на примере 1-2 авторов). Значение журнала «Сатирикон».
- Период нэп в прозе м.М. Зощенко (на примере 3-5 текстов).
- Особенности фельетона как жанра в советской публицистике (а.Т. Аверченко, и. Ильф и е. Петров, м.М. Зощенко и др. Авторы на выбор студента).
- Пресса русского зарубежья 1920-1930-х гг.
- Публицистика русского зарубежья 1920-х гг. «Миссия русской эмиграции» и.А. Бунина.
- Социально-философская проблематика и значение работы н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма».
- Журналистика в период тоталитаризма и культа личности Сталина.
- Своеобразие публицистики м. Кольцова (на примере 3-5 текстов).
- Очерковое творчество л.М. Рейснер. Образы современников в публицистике л.М. Рейснер (на примере 3-5 текстов).
- Журналистика в годы Великой Отечественной войны.
- Проблематика и художественные особенности публицистики Великой Отечественной войны.
- Пресса первого послевоенного десятилетия.
- Аграрная тема в очерках в.В. Овечкина «Районные будни».
- Морально-нравственная проблематика в публицистике а.А. Аграновского (анализ 3-5 текстов на выбор).
- Особенности очерка как жанра в советской публицистике (м.Е. Кольцов, а.А. Аграновский, в.В. Овечкин и др. Авторы на выбор студента).
- Тема «простого человека» в публицистике т.Н. Тэсс (анализ 2-4 текстов на выбор).
- Философская публицистика е.М. Богата.
- Журнал и газета в истории советской журналистики.
- Значение радио в истории советской журналистики.
- Особенности советской журналистики в период хрущевской оттепели.
- Отечественная журналистика в период хрущевской оттепели (середина 1950-х – начало 1960-х гг.).
- Советская журналистика в период застоя (середина 1960-х – середина 1980-х гг.).
- Этапы развития «диссидентской» печати в 1960-е гг. Ведущие издания «самиздата».
- Оппозиционная журналистика в 1970-е гг. Особенности «тамиздата».
- Средства массовой информации в годы перестройки.
- Отечественная публицистика в годы перестройки (на примере 2-3 авторов).
- Споры об историческом пути России в публицистике а.И. Солженицына и а.Д. Сахарова.
- Журналистика трех «волн» эмиграции. Публицистика с.Д. Довлатова.
- Особенности российской системы сми конца XX – начала XXI вв.
- Современная российская публицистика (на примере 3-5 текстов одного автора на выбор студента).
- Развитие российской журналистики в сети Интернет.