Российская журналистика в период между февральской и октябрьской революциями 1917 г.
Русская легальная печать начала ХХ в. была весьма разнообразной. По статистике в 1900 г. в России выходило 125 общественно-политических газет. Но среди них не было ни одной партийной газеты. Газеты, журналы, альманахи, еженедельники и другие периодические издания придерживались в основном буржуазно-монархической или либерально-буржуазной направленности. Среди государственных изданий – газеты “Правительственный вестник” и вечернее приложение к ней – “Русское государство”. Начало века – это появление и активная деятельность легальной и нелегальной социал-демократической печати - экономистов (“Рабочая мысль”), меньшевиков (“Социал-демократ”, “Начало”, “Народная дума”), большевистской “Искры”.
Среди публицистов этого периода можно выделить редактора и ведущего автора журнала сатиры и юмора «Сатириконъ» Аркадия Аверченко по праву прозвали «королем смеха». В автобиографии, предпосланной книге “Веселые устрицы”, Аверченко датирует своё появление в печати 1905 годом. Самоопределиться как профессиональному журналисту ему помогла первая русская революция. «Гвоздем» каждого номера «Сатирикона» были произведения Аверченко, который устраивал на страницах веселый карнавал масок. Под псевдонимами Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин Аверченко выступал с передовицами и злободневными фельетонами. Аверченко - юморист, по преимуществу видящий лишь смешное в жизни своих героев- писателей, городовых, коммивояжеров, горничных и т.д.
Надежду Тэффи признавали «жемчужиной русского юмора». Настоящее имя писательницы — Надежда Лохвицкая. Всероссийская известность пришла к Тэффи после выхода Двухтомника «Юмористических рассказов» (1910). Тонкая ирония, скрытый психологизм, поистине чеховское изящество языка выделяли ее рассказы из огромного потока юмористической литературы. Большая часть дореволюционного творческого пути писательницы связана с сатирическим еженедельником «Сатирикон», где популярная фельетонистка из «Биржевых ведомостей» нашла свои главные темы, своих героев и свой голос. В центре внимания Тэффи — каждодневная жизнь обывателя, задавленного кошмаром российской действительности.
«Сатирикон» — русский еженедельный сатирический журнал. Издавался в Петербурге с 1908 по 1914. Название — в честь античного романа. В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции. Журнал сочетал как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны [1], против черносотенцев, а после октября 1917 года - против большевиков [2]), так и безобидную юмористику. Деятели русской культуры Серебряного века, принимавшие участие в издании журнала, обобщенно называются «сатириконовцами».
- Российская пресса в дореволюционный период (1900-1905 гг.).
- Структурные изменения в системе отечественной периодической печати после первой русской революции (1905-1917 гг.). Манифест от 17 октября 1905 г.
- Российская журналистика в период между февральской и октябрьской революциями 1917 г.
- Взгляды в.И. Ленина на развитие прессы.
- Сборник «Вехи» и полемика вокруг него.
- Октябрьская революция в писательской публицистике: «Окаянные дни» и.А. Бунина и «Несвоевременные мысли» м. Горького.
- Отечественная печать в годы гражданской войны (1918-1920 гг.). «Красная» и «белая» периодика.
- Советские сми в период нэп.
- Сатирическая журналистика начала XX века (на примере 1-2 авторов). Значение журнала «Сатирикон».
- Период нэп в прозе м.М. Зощенко (на примере 3-5 текстов).
- Особенности фельетона как жанра в советской публицистике (а.Т. Аверченко, и. Ильф и е. Петров, м.М. Зощенко и др. Авторы на выбор студента).
- Пресса русского зарубежья 1920-1930-х гг.
- Публицистика русского зарубежья 1920-х гг. «Миссия русской эмиграции» и.А. Бунина.
- Социально-философская проблематика и значение работы н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма».
- Журналистика в период тоталитаризма и культа личности Сталина.
- Своеобразие публицистики м. Кольцова (на примере 3-5 текстов).
- Очерковое творчество л.М. Рейснер. Образы современников в публицистике л.М. Рейснер (на примере 3-5 текстов).
- Журналистика в годы Великой Отечественной войны.
- Проблематика и художественные особенности публицистики Великой Отечественной войны.
- Пресса первого послевоенного десятилетия.
- Аграрная тема в очерках в.В. Овечкина «Районные будни».
- Морально-нравственная проблематика в публицистике а.А. Аграновского (анализ 3-5 текстов на выбор).
- Особенности очерка как жанра в советской публицистике (м.Е. Кольцов, а.А. Аграновский, в.В. Овечкин и др. Авторы на выбор студента).
- Тема «простого человека» в публицистике т.Н. Тэсс (анализ 2-4 текстов на выбор).
- Философская публицистика е.М. Богата.
- Журнал и газета в истории советской журналистики.
- Значение радио в истории советской журналистики.
- Особенности советской журналистики в период хрущевской оттепели.
- Отечественная журналистика в период хрущевской оттепели (середина 1950-х – начало 1960-х гг.).
- Советская журналистика в период застоя (середина 1960-х – середина 1980-х гг.).
- Этапы развития «диссидентской» печати в 1960-е гг. Ведущие издания «самиздата».
- Оппозиционная журналистика в 1970-е гг. Особенности «тамиздата».
- Средства массовой информации в годы перестройки.
- Отечественная публицистика в годы перестройки (на примере 2-3 авторов).
- Споры об историческом пути России в публицистике а.И. Солженицына и а.Д. Сахарова.
- Журналистика трех «волн» эмиграции. Публицистика с.Д. Довлатова.
- Особенности российской системы сми конца XX – начала XXI вв.
- Современная российская публицистика (на примере 3-5 текстов одного автора на выбор студента).
- Развитие российской журналистики в сети Интернет.