logo
ИОЖ

Этапы развития «диссидентской» печати в 1960-е гг. Ведущие издания «самиздата».

Ужесточение политического режима в стране, растущее идеологическое давление и нетерпимость к инакомыслию вызвали откровенный протест у некоторой прогрессивно настроенной части научной и творческой интеллигенции, стремление защитить гражданские свободы. Так возникло диссидентство, основными проявлениями которого стали протесты и обращения в адрес руководителей страны, в судебные и карательные органы, бесцензурная печать («самиздат» и «тамиздат»). Начало диссидентскому движению положила демонстрация 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади. Дальнейшее его развитие приходится на 1968–1976 гг., когда в Чехословакию были введены советские войска для подавления там народных выступлений, и состоялись политические процессы над теми, кто обвинялся в антипатриотизме, в преступной связи с западными средствами массовой информации и разведывательными органами.

О диссидентстве советская печать долгое время умалчивала. Но о политическом процессе над А. Гинзбургом и Ю. Галансковым она вынуждена была заговорить, чтобы использовать его для обвинения подсудимых в контактах с западными разведками, с радиостанциями Би-би-си, «Европа», «Свободная Европа», с русскими эмигрантскими изданиями «Грани», «Посев» и ведении антисоветской пропаганды.

Идейное осуждение диссидентства, преследования представителей правозащитного движения повлекли за собой новую волну эмиграции. В числе высланных из страны оказался и А. Солженицын. И вновь, как и раньше, русское зарубежье стало играть роль оппозиции существовавшему строю в России.

Почвой для самиздата вообще и для политической периодики в частности стала продолжавшаяся государственная политика «жизни по лжи»: практика запретов, сокрытия правды, фальсификации информации, жесткая цензура. Одним из первых (но вовсе не самым первым, не определяющим) толчков для неподцензурной публикации и распространения текстов стал знаменитый «закрытый» доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС. Допущенные к прослушиванию идеологически зрелые члены КПСС и ВЛКСМ должны были донести до беспартийных смягченную информацию, дабы не тревожить душ идейно несовершеннолетних.

САМИЗДАТ – неофициально изданные в рукописном или отпечатанном виде произведения литературы – проза, поэзия, публицистика.

Поэт Николай Глазков, выпуская в начале 1950-х рукописные книжечки «тиражом» 3–4 экз., указывал на титульном листе «Самсебяиздат». Со временем словосочетание сократилось до «самиздат» и стало означать в СССР неподцензурную литературу.

Расцвет самиздата в советский период приходится на время хрущевской «оттепели» и брежневского «застоя». Выходившая в самиздате правозащитная литература и художественная литература с политическим уклоном имели ряд отличий. Задачей правозащитной литературы, например, периодического издания «Хроника текущих событий», было с указанием лиц, дат и событий описать общественное противостояние правящему режиму. Литературные же произведения, содержащие критику существующего строя, были скорее ориентированы на осмысление эмоционального и концептуального опыта существования.

Самое значительное произведение такого рода – Архипелаг Гулаг (1968) Александра Солженицына включало в себя социологические выкладки, воспоминания, публицистические и аналитические пассажи. В подзаголовке значилось «Опыт художественного исследования». По жанру Архипелаг представлял собой нечто среднее между социологическим исследованием и художественно-публицистическим эссе.

Отечественная литература была разделена на официальную и неофициальную, распространяемую полуподпольно. Неофициальную литературу, косвенно связанную с политической деятельностью, создавала писательская среда, в 1960–1980-х находящаяся вне официальных литературных институтов, ориентированная на западные ценности и готовая эмигрировать. Шел процесс формирования маргинальной культуры, неучастия в работе официальных социальных структур. Вокруг литературного самиздата складывалось свое культурное пространство.

Журналы Самиздата. В 1951 в Ленинграде на филфаке одновременно появились два рукописных альманаха: «Брынза» и «Съедим брынзу» – стихи, статьи, полемика. В Москве в 1960 выходят три номера одного из первых самиздатских журналов, «Синтаксис», тиражом 200–300 экземпляров. В 1978 в Париже выходил журнал под этим же названием под редакцией А.Синявского и М.Розановой.

В 1961 возник издаваемый Ю.Галансковым и Н.Горбаневской московский альманах «Феникс», характер альманаха – социально-критический. В 1965 вышел первый номер журнала СМОГа «Сфинксы». В Ленинграде в 1966 стал выходить альманах «Фьоретти», в котором доминировал пародийный тон, абсурдистские интонации.

В Ленинграде в 1970-е начинают издаваться независимые толстые литературные журналы. С 1976 по 1981 выходил журнал поэзии «37». Здесь печатались стихи Сапгира, Седаковой, Жданова, Пригова, неизданные тексты поэтов Серебряного века. С 1976 по 1990 вышло 80 номеров по 250–300 страниц журнала «Часы». Здесь больше места было уделено прозе. Журналы «37» и «Часы» порой вели друг с другом полемику в духе западников и славянофилов 19 в.

Журнал «Обводный канал» публиковал самиздатскую прозу, социологические и философские статьи, поэзию с интеллектуально-философским уклоном. Изысканно оформленный журнал «Северная почта» (ред. С.Дедюлин, В.Кривулин) был посвящен поэзии и проблемам теории и практики поэтического языка.

С 1985 в Ленинграде стал выходить прозападный «Митин журнал», который был ориентирован на культуру постмодерна. Это один из немногих журналов, которые выдержали испытание временем и выходят в типографском исполнении до сих пор. Из самиздатского в малотиражное издание превратился и журнал «Сумерки».

В Москве регулярных самиздатских изданий было меньше. Альманах «Московское время» был скорее коллективным сборником стихов. С середины 1980-х до начала перестройки выходит альманах «Эпсилон-салон». Альманахи «Вавилон», «Пост», выходившие в 1990-е, стали последними отзвуками уходящей эпохи самиздата.

«Грани» и «Континент» – наиболее известные журналы «тамиздата», как в СССР начали называть бесцензурные издания на русском языке, публикуемые за границей. Здесь преобладала правозащитная тематика – статьи и репортажи, литературное творчество русских диссидентов, печатались материалы из культурного наследия и литературные новинки.

К началу «перестройки» в СССР литературные самиздатские журналы стали массовым явлением, количество их названий даже перекрывало список официальных периодических изданий.