Публицистика русского зарубежья 1920-х гг. «Миссия русской эмиграции» и.А. Бунина.
Журналистика эмиграции отражала своеобразные условия функционирования журналистики русского зарубежья, ее газетно-журнального производства, социально-демографическую структуру аудитории, возможности взаимодействия с родиной.
Наличие значительной прослойки интеллигенции, образованных людей, испытывавших острую потребность в чтении русской литературы, в разнообразной информации, привело к созданию немалого числа «толстых» журналов и преобладанию влияния этого типа издания на аудиторию по сравнению с газетой, что подпитывалось традициями русской печати XIX в. Журналистика русского зарубежья этих лет в какой-то степени осталась в плену этих традиций.
Характер журналистики эмиграции во многом определялся ограниченными материальными возможностями беженцев. Издания появлялись, как бабочки-однодневки. Не успев расцвести, они быстро увядали. Незначительное число журналов и газет выходило в течение пяти – десяти и более лет. Поэтому возникла такая любовь к альманахам, сборникам, которые могли появиться по мере накопления материала и средств, независимо от времени. Необходимость регулярного выпуска вестников, бюллетеней, информационных листков и других изданий такого рода отсутствовала. Нередко их появление было как бы привязано к определенному событию (съезду, юбилею и т.п.).
Многие писатели и поэты существовали за счет гонорара, хотя и достаточно скудного. Нередко даже такие известные авторы, как Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Цветаева, А. Куприн испытывали большие материальные трудности.
Российская аудитория нуждалась в адаптации к новой среде, новому информационному полю, в котором она жила. Отсюда появление в журналистике большого числа общественно-политических изданий. Ностальгические настроения, старение основной части читателей, обращавшихся к воспоминаниям о прошлом, привели к появлению немалого числа исторических журналов и сборников. Среди них такие, как «Архив русской революции», издаваемый И.В. Гессеном, «Архив гражданской войны», «Белый архив», «Белое дело» и др., сохранившие для нас огромное число документов и свидетельств тех лет.
Журналистика русского зарубежья отличалась от советской сетью религиозных изданий. Если в СССР сеть церковных ведомостей была полностью свернута, вся конфессиональная периодика к 30-м годам вообще была изжита, то в эмиграции происходило нечто противоположное. Журналистика русского зарубежья сохранила традиции России и в то же время развила их.
Естественно, в условиях эмиграции не могло быть, как в России или СССР, официальной сети изданий. В этом смысле газеты и журналы русского зарубежья были национальными, рассчитанными на знающих русский язык, объединяющими всех русских, проживающих в определенной стране. Собственно национальный срез эмигрантского общества, как и в дореволюционной России, был выражен в типологии журналистики слабо, хотя и выходил ряд национальных изданий для беженцев из России.
Одной из отличительных черт журналистики русского зарубежья по сравнению с советской была ее многопартийность.
стремление беженцев установить в той или иной степени связи с родиной, подчеркнуть общность культуры диаспоры и метрополии.
Таким образом, журналистика русского зарубежья 20–40-х годов XX в. – это целостная и оригинальная система разных типов изданий, отразившая пеструю социально-демографическую структуру эмиграции из России, опиравшаяся на традиции русской журналистики XIX – начала XX в. Основой послереволюционной эмиграции послужило Белое движение, поэтому ее направленность по отношению к метрополии – неприятие советской власти и большевизма, непримиримость с ними. Но и в этом постепенно все больше выявляются оттенки, нюансы и отличия. Иначе и не могло быть. Эмиграция должна ощущать дыхание Родины, какой бы та ни была, через невидимые капилляры быть связанной с нею. Россия – одна: и за рубежом, и в СССР. В журналистике эта потребность связи с метрополией проявилась достаточно основательно и многообразно. Однако эмиграция должна была жить своей жизнью в новых для себя условиях, адаптироваться к ним, и в этом огромную роль сыграла журналистика, активно формировавшая политическое, социальное и культурное пространство русского зарубежья.
В своем выступлении «Миссия русской эмиграции» (Париж, 16 февраля 1924) Иван Бунин сформулировал кредо возникшей русской диаспоры: «Нас, рассеянных по миру, около трех миллионов. <...> Но численность наша еще далеко не все. Есть еще нечто, что присваивает нам некое назначение. Ибо это нечто заключается в том, что поистине мы некий грозный знак миру и посильные борцы за вечные, божественные основы человеческого существования, ныне не только в России, но и всюду пошатнувшиеся. <...> В чем наша миссия, чьи мы делегаты? От чьего имени дано нам действовать и представительствовать? Поистине, действовали мы, несмотря на все наши человеческие падения и слабости, от имени нашего Божеского образа и подобия. И еще - от имени России: не той, что предала Христа за тридцать сребренников, за разрешение на грабеж и убийство, и погрязла в мерзости всяческих злодеяний и всяческой нравственной проказы, а России другой, подъяремной, страждущей».
Писатели-эмигранты «первой волны» свою миссию видели в том, чтобы вдали от родины сохранить русскую культуру И А Бунин оказался в числе тех, кто наиболее плодотворно способствовал решению этой задачи.
Свою знаменитую речь Миссия русской эмиграции , произнесенную 16 февраля 1924 года в Париже, Иван Алексеевич Бунин закончил словами Да будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важно и вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России. Говорили - скорбно и трогательно - говорили на древней Руси Подождем, православные, когда Бог переменит орду. Давайте подождем и мы. Подождем соглашаться на новый похабный мир с нынешней ордой. Такова была миссия тех, кто промыслом Божиим оказался на чужбине, без родины, но и в относительной безопасности в страшные революционные годы и последовавшие за ними бесконечные десятилетия владычества большевиков над Россией. Нельзя было соглашаться с новыми хозяевами жизни, выполнять их политический и культурный заказ, но надо было хранить родину, язык, культуру, веру отеческую, сам строй межчеловеческих отношений в сердцах своих и в среде своей. Хранить и передавать детям, а потом и внукам. Многие рассеялись, растворились в европейском ласковом плену , но все же сохранился остаток , столь же бесценный для будущей России.
- Российская пресса в дореволюционный период (1900-1905 гг.).
- Структурные изменения в системе отечественной периодической печати после первой русской революции (1905-1917 гг.). Манифест от 17 октября 1905 г.
- Российская журналистика в период между февральской и октябрьской революциями 1917 г.
- Взгляды в.И. Ленина на развитие прессы.
- Сборник «Вехи» и полемика вокруг него.
- Октябрьская революция в писательской публицистике: «Окаянные дни» и.А. Бунина и «Несвоевременные мысли» м. Горького.
- Отечественная печать в годы гражданской войны (1918-1920 гг.). «Красная» и «белая» периодика.
- Советские сми в период нэп.
- Сатирическая журналистика начала XX века (на примере 1-2 авторов). Значение журнала «Сатирикон».
- Период нэп в прозе м.М. Зощенко (на примере 3-5 текстов).
- Особенности фельетона как жанра в советской публицистике (а.Т. Аверченко, и. Ильф и е. Петров, м.М. Зощенко и др. Авторы на выбор студента).
- Пресса русского зарубежья 1920-1930-х гг.
- Публицистика русского зарубежья 1920-х гг. «Миссия русской эмиграции» и.А. Бунина.
- Социально-философская проблематика и значение работы н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма».
- Журналистика в период тоталитаризма и культа личности Сталина.
- Своеобразие публицистики м. Кольцова (на примере 3-5 текстов).
- Очерковое творчество л.М. Рейснер. Образы современников в публицистике л.М. Рейснер (на примере 3-5 текстов).
- Журналистика в годы Великой Отечественной войны.
- Проблематика и художественные особенности публицистики Великой Отечественной войны.
- Пресса первого послевоенного десятилетия.
- Аграрная тема в очерках в.В. Овечкина «Районные будни».
- Морально-нравственная проблематика в публицистике а.А. Аграновского (анализ 3-5 текстов на выбор).
- Особенности очерка как жанра в советской публицистике (м.Е. Кольцов, а.А. Аграновский, в.В. Овечкин и др. Авторы на выбор студента).
- Тема «простого человека» в публицистике т.Н. Тэсс (анализ 2-4 текстов на выбор).
- Философская публицистика е.М. Богата.
- Журнал и газета в истории советской журналистики.
- Значение радио в истории советской журналистики.
- Особенности советской журналистики в период хрущевской оттепели.
- Отечественная журналистика в период хрущевской оттепели (середина 1950-х – начало 1960-х гг.).
- Советская журналистика в период застоя (середина 1960-х – середина 1980-х гг.).
- Этапы развития «диссидентской» печати в 1960-е гг. Ведущие издания «самиздата».
- Оппозиционная журналистика в 1970-е гг. Особенности «тамиздата».
- Средства массовой информации в годы перестройки.
- Отечественная публицистика в годы перестройки (на примере 2-3 авторов).
- Споры об историческом пути России в публицистике а.И. Солженицына и а.Д. Сахарова.
- Журналистика трех «волн» эмиграции. Публицистика с.Д. Довлатова.
- Особенности российской системы сми конца XX – начала XXI вв.
- Современная российская публицистика (на примере 3-5 текстов одного автора на выбор студента).
- Развитие российской журналистики в сети Интернет.