logo search
ответы к ГОСам

15. Основные тенденции в развитии отечественной журналистики XX века.

3 основные периода:

Одна из главных тенденций – капитализация журналистики.

Главным типом издания стала газета («Новое время», «Русское слово»).

С самого начала 20 века пресса количественно очень увеличивается: 1905 г. – 1795 изданий, 1913 г. – около 3 тысяч изданий. Однако все еще сохраняется недолговечность изданий.

Было 3 основных направления изданий: 1. Буржуазно-монархические («Московские ведомости», «Новое время»); 2. Либерально-буржуазные («Россия», «Русское слово», «Русские ведомости»); 3. Социал-демократические («Искра», «Социал-демократ») .

47% изданий носили частный характер, у правительства – ок. 10% изданий (начало 20 века). Но правительство часто использовало частные издания для проведения своего курса – «неофициальный официоз».

Царский манифест от 17 октября 1905г. впервые провозгласил демократические свободы. Была легализована деятельность партий => партийная пресса(Кадеты (конституционные демократы) издают газету “Народная свобода”, “Речь”, “Товарищ”, вечернюю газету “Дума”, в Москве – “Народное дело”, “Народный путь”. Социал-демократы (большевики) начинают выпускать первую свою легальную газету “Новая жизнь”, газету “Борьба”. У меньшевиков выходят газеты “Начало” и “Московская газета”. Эсеры (социал-революционеры) сначала использовали газету “Сын Отечества”, а затем организовали свои издания – газеты “Голос” и “Дело народа”. Анархисты выражали свои мысли в газете “Анархия”. Каждая партия, даже небольшая могла иметь свои печатные органы: октябристы, Союз трудового народа, монархисты. Ряд из них носили шовинистический и националистический характер. Революционные события вызвали к жизни и новые правительственные – монархические газеты - вечернюю “Русское государство”, просуществовавшую меньше года, и пришедшую ей на смену “Россию”).

1905-1907гг. – много новых изданий. Но рост числа новых определяется тем, что закрывалис ь многие старые.

1907-1917гг. – качественные изменения в журналистике. Закрылось более ста социал-демократических печатных изданий. Большевики перешли на нелегальный выпуск изданий.

Расширяется система столичных специальных изданий. Возникает необходимость сегментирования аудитории. Оживляется сатирическая журналистика.

Толстый литературно-художественный журнал не успевал за темпами развития, это стало узко направленное издание. Появляется понятие «журнал-манифест» - «Мир искусства».

Развивается биржевая, промышленная, деловая пресса (формировались вокруг банков).

С начала первой мировой войны 3 направления печати: монархическая, буржуазная, революционная. Усилилась и цензура в это время. Теперь военнокомандующие имели право закрывать издания.

Февральская революция стала следующим этапом, повлиявшим на развитие печати. Она привела к закрытию монархических изданий. Временное правительство легализовало деятельность социально-демократической партии.

27 апреля 1917 г. – закон о печати, согласно которому в России могли беспрепятственно выпускаться, издаваться, распространяться и продаваться печатные издания любых политических направлений. Стала расти сеть солдатских газет.

Газетная полемика – обычное для тех времен явления. Она касалась различных взглядов партий на дальнейшее развитие России.

Журналистика перед Октябрьской революцией была многопартийной, многонациональной, с хорошо выраженной дифференцированной структурой. В ней были газеты и журналы, предназначенные богатым и бедным слоям, образованным и малограмотным, интеллектуально развитым и обывателям. Многие издания адресовались молодежи, городским читателям, солдатам, женщинам, крестьянам. Были среди периодики профессиональные, литературные, сатирические и другие специализированные издания. Приверженцы разных политических взглядов тоже были не в обиде. К октябрю 1917 г. у большевиков было 75 периодических изданий. У социалистических партий – 85. Вся эта разветвленная система многопартийной печати. Рассчитанной на различные категории читателей, сложилась за 8 месяцев работы в условиях демократических свобод и свободы печати. Последующие события октября 1917 г., острая борьба между партиями решили судьбу многих периодических изданий, выражавших несогласие с большевиками. Для многих 1917-1918 гг. стали последними в их истории.

Формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова – таков был важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции. Уже на следующий день после победы вооруженного восстания 10 самых крупных буржуазных газет были закрыты: “Речь”, “Новое время”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и другие. Их полиграфическая база была передана большевистской “Правде”, “Деревенской бедноте” и “Солдатской правде”.

Для расширения своего идеологического влияния большевикам нужны были и новые газеты советской власти для различных слоев населения: в марте 1918 г. – газета “Беднота”, в апреле – “Известия Комиссариата по военным делам”, в мае – “Известия Комиссариата здравоохранения”, затем – “Вечерняя красная газета” Получает развитие местная советская печать. Она ориентируется в своей работе на две главные газеты страны: партийную “Правду” и государственную “Известия”. Важнейшими требованиями журналистики стали партийность периодической печати, народность, действенность, наступательный и критический характер, непримиримость к врагам революции. Газеты оказались на службе революции. В системе однопартийных СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1919 г. начали выходить в свет первые советские политические журналы “Вестник агитации и пропаганды”, “Спутник агитатора”, “Коммунист”, “Юный коммунист”, а также военные журналы “Политработник” и “Красноармеец”.

Важным этапом развития СМИ стало появление радио. Первоначально это были радиотелеграфные станции, передающие важнейшие новости, декреты советской власти. Они передавались в газеты и в листки радиосообщений.

Создание Российского телеграфного агентства РОСТА. Организовано в сентябре 1918 г. для обеспечения партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о героизме трудящихся на фронте и в тылу. Быстро была создана корреспондентская сеть. В 1919 г. у РОСТА было уже 42 отделения по стране. Оно стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям.

В 1918 и 1919 гг. проходят первые съезды советских журналистов, определивших важнейшие задачи прессы по реализации политики партии. Восьмой съезд РКП(б) обязал журналистов усилить действенность выступлений печати и своим решением включил журналистов в структуру административно-командного управления.

Журналистика 1921-27 годов.

1925 г. был годом осознания необходимости не просто восстанавливать хозяйство страны, а проводить его техническое совершенствование, создавать новые отрасли промышленности, строить крупные заводы и электростанции. Индустриализация хозяйства была объявлена важнейшей задаче страны в целом и каждого гражданина в отдельности. В печати появились все больше сообщений о пуске новых предприятий, о трудовых подвигах и успехах. Журналистика начала формирование определенного отношения к труду, его месту в жизни человека. В газетах публикуются хвалебные статьи о трудовых достижениях передовиков и критические публикации о нерадивых и отстающих. Эту функцию организатора, пропагандиста и арбитра так называемого социалистического соревнования журналистика сохранила вплоть до середины 80-х гг. ХХ в. Именно конец 20-х гг. стал закатом всех демократических проявлений советской власти и журналистики, в частности. От тенденциозного показа правды жизни советская журналистика перешла к лозунговой, официальной пропаганде, к информированию, искаженному до необъективности и ведущему слепому подчинению диктату партии. Продолжается начатая в начале 20-х подготовка кадров “красных” журналистов, а также так называемых рабселькоров – штата общественных корреспондентов из числа крестьян или рабочих.

Для пропаганды достижений советской власти РОСТА реорганизовывается в мощное агентство ТАСС.

Безудержное восхваление “мудрого и великого товарища Сталина” – отличительная черта журналистики 30-40-х гг. Журналистика сыграла не последнюю роль в формировании культа его личности.

В 30-е гг. создается база для телевизионного вещания. Осенью 1938 г. в Ленинграде было завершено строительство телевизионного центра. Его передачи стали выходить в эфир через день. В Москве опытное вещание осуществлялось каждый день из телевизионного центра на Шаболовке. Таким образом, основная структура современных СМИ в СССР сформировалась в концу 30-х гг.

Гулаговские газеты появились в 30-е гг., ибо росло число заключенных в лагерях.

Журналистика в предвоенные годы была весьма разнообразно. Публицистика делала зримыми сухие цифры, широко использовался жанр статьи, экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений, отчетов. Лучшие журналисты вводят в корреспонденции элементы публицистики. Но наиболее заметным и любимым жанром журналистики советского периода, начиная с 30-х гг., был очерк. Причем, популярны были несколько их типов. Во-первых, индустриальный очерк, где действующим лицом был человек труда, воодушевленный, созидающий, неуемный, самоотверженный. Наиболее известный мастер таких очерков Б.Горбатов. Другой тип – сельскохозяйственный очерк, повествующий о переустройстве жизни в деревне. Портретный очерк был вызван к жизни социалистическим соревнованием, появлением передовиков производства, новаторов. Путевые очерки посвящались рассказу о новом облике страны, новому укладу жизни даже в отдаленных уголках. В этой области были велики заслуги М.Шагинян. Особо выделялось творчество М.Кольцова, который писал очерки, фельетоны, репортажи. Фельетоны были не менее популярны, чем очерки. Прекрасными фельетонистами были М.Зощенко, Ильф и Петров, В.Катаев, К.Радек и другие. Несмотря на то, что журналистика этого периода была полностью подчинена партийному диктату, что она принимала активное участие в формировании культа личности Сталина, что она была средством проведения жесткой партийной и государственной политики, а также инструментом расправы над теми, кто не выполнял директив партии и подчиненной ей печати, советская пресса пользовалась доверием народа, ей верили, ее призывам следовали. Поэтому она продолжала играть важнейшую идеологическую роль в обществе вплоть до 90-х гг. ХХ в.

Журналистика ВОВ

В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.Хрущев в своем докладе разоблачил культ личности Сталина, осудил репрессии и другие перегибы в партийной политике сталинских времен. Это повлекло за собой изменения в политической жизни и в работе СМИ. Печать, радио, телевидение во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под диктатом административно-командного управления.

Разоблачение культа личности Сталина породило в нашей журналистике особый период, который называется “оттепелью” шестидесятых, а его участников – “шестидесятниками”. СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Стало возможным высказывать ранее не поощрявшиеся идеи. Публиковать произведения, показывающие не упрощенную идеологизированную схему жизни, а рисующие сложности и противоречия бытия, поднимающие проблемы нравственного выбора. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах “Правда” и “Известия”. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы - прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей.

Отечественные СМИ в условиях соревнованиях двух систем (60-70-е гг.). Противопоставление жизни двух систем - капиталистической и социалистической стало характерной чертой журналистики периода “холодной войны”.Показ преимуществ социалистического образа жизни на страницах прессы, на радио и по телевидению было сутью журналистского творчества. Степень объективности этих материалов прессы были весьма условными.

По мере приближения к 1980 г. становилось ясно, что коммунизм к этому сроку построен быть не может. Но сказать это народу прямо никто не хотел. Поэтому пришедший к власти новый генеральный секретарь КПСС Л.И.Брежнев объявил на рубеже 70-х и 80-х, что в СССР в основном построена материально-техническая база коммунизма и общество вступило в стадию “развитого социализма”. Пропаганде и обслуживанию этой идеи и была посвящена деятельность СМИ. Особое место в прессе начинают занимать материалы, освещающие энтузиазм молодых, строящих новое будущее, в частности, они рассказывали о буднях комсомольских строек – производственных объектов, строящихся в отдаленных необжитых местностях Сибири, Севера или Дальнего Востока. Партийное руководство прессой не ослабевает. Газеты рассматриваются как форма контроля и инструмент проведения политики партии в народном хозяйстве. Журналистов объявляют “передовым отрядом партии”. Особый статус придают корреспондентам центральных газет “Правда”, “Известия”, “Труд”, “Советская Россия” и других.

Особенно ярко все перечисленные явления стали проявляться в 80-е гг. - так называемые годы “застоя”.Особо значимой темой становится борьба за мир, показ исключительного миролюбия советской политики и агрессивности устремлений и милитаристских действиях капиталистических стран Запада. Прежней остается политика замалчивания неугодной информации – международной, внутриполитической, любой другой, идущей в разрез с линией партии. Ведется активная борьба с инакомыслием. Для устрашения используются аресты, заключение в “психушки”, ссылки и высылка за границу. Но тем не менее официальная пресса дополняется “Самиздатом”. Размноженные на машинках запрещенные произведения писателей становятся известны читающей публике. Наказуемым является не только распространение, но и чтение таких изданий. Развитие беспроводного радио, появление портативных радиоприемников позволяет многим слушать передачи иностранных радиостанций. Это, в том числе так называемые “подрывные радиостанции” “Свобода”, “Свободная Европа” и другие. Телевидение этого времени по тематике выступлений ничем не отличается от газет. Даже развлекательные и художественные передачи несут на себе идеологический отпечаток. Главная их задача – воспитание нового человека.

Новая эпоха в истории государства и журналистики СССР наступает с приходом к власти М.С.Горбачева. Журналистика начинает освещать различные негативные процессы и явления, которые по понятным причинам замалчивались местными партийными органами. Получают огласку многие судебные дела. В том числе и те, где действующими лицами оказываются видные партийные, хозяйственные или государственные деятели. Более достоверно начинают они информировать читателей и о международных событиях. На экранах ТВ появляются западные политики. Например, Маргарет Тэтчер. По-иному начинает освещаться война в Афганистане. М.С.Горбачев и его политика перестройки, “социализма с человеческим лицом” оказали важное влияние на развитие СМИ. Публикуются когда запрещенные произведения Солженицына, Булгакова, Пастернака, других писателей. Среди идущих в авангарде перестройки - газеты “Известия”, “Комсомольская правда”, журнал “Огонек”. Многие “толстые” журналы – “Новый мир”, “Знамя” и другие тоже выступают как форпосты перестройки. На рубеже 80-х и 90-х гг. на волне идеи суверенизации России происходит рождение “Радио России”, как альтернативного демократического СМИ. Создается принципиально новая служба новостей - “ТСН”. Она давала первые достоверные новости на советском телевидении. Тогда же происходит создание Российского телевидения. Особую проверку на достоверность, на демократичность, приверженность новым веяниям прошли СМИ в периоды массовых волнений в Грузии, в Прибалтике, а также в периоды путчей 1991 и 1993 гг. Именно тогда отчетливо проявилась их самостоятельность, неподчинение партийному диктату. Именно тогда и родилась современная демократическая журналистика России.