logo search
Михайлов Журналистика стран Северной Европы

Современное состояние финской прессы

 

Современное состояние финской прессы можно охарактеризовать как устойчивое, с явно прослеживающимися тенденциями развития.

К началу 1970-х годов в Финляндии существовало около 90 газет различной периодичности. Их общий тираж равнялся около 2,2 млн. экземпляров (на 4,7 млн. жителей). В это число не входят местные газеты, которых насчитывается свыше 120. Кроме них, в стране издавалось около 100 еженедельников и более 1000 журналов разной периодичности.

По состоянию на 1994 год в Финляндии издавалось 56 ежедневных газет общим тиражом 2 млн. 405 тыс. экземпляров. Всего на тысячу человек приходится 464 экземпляра. Для сравнения отметим, что в 1990 году в стране выходило 65 «высокопериодичных» (от 4 до 7 раз в неделю) газет общим тиражом 2,8 млн. экземпляров и на 1000 жителей приходилось 559 экземпляров газет. Если учесть и «низкопериодичные», то на 1000 жителей приходилось 562 экземпляра.

В конце 1990-х годов в стране на 1000 человек населения приходилось 464 экземпляра газет, 511 телевизоров, 280 домашних ПК, 77,2 подключений к Интернету, 558 телефонов, 420 мобильных телефонов. По этим 6 показателям Финляндия занимала 2 место в мире (после США).

Финны ежедневно тратят на средства массовой информации около 6 часов 20 минут. Электронные средства массовой информации отнимают примерно 4 с половиной часа, на печатные СМИ остается несколько меньше 2-х часов. Вместе с тем, финнов считают «читающим народом». Дело в том, что радио или телевизор могут создавать фон для любой другой деятельности, в то время как чтение газет и журналов требует концентрации внимания.

Что же подразумевают жители Финляндии под словом «газета»?

Под газетой понимается издание, которое выходит регулярно от одного до семи раз в неделю, обслуживает общественные интересы, поступает по подписке или покупается читателем, имеет современный характер и отражает актуальные проблемы. Газета может быть:

·         национальной или столичной;

·         провинциальной;

·         региональной (обслуживает экономическую область);

·         местной (обслуживание одного или больше муниципалитетов).

Эта классификация не имеет жесткого закрепления, поскольку читатель в ряде случаев газету любого района распространения может считать местной – особенность финских газет в том, что они очень широко освещают новости той местности, где выходят. И лишь в дополнение к местным проблемам освещаются региональные, национальные, международные. Кроме того, концентрация прессы ломает эти стереотипы.

Неожиданным для многих стало приобретение в 1994 году крупнейшим шведским акционерным обществом «Мариеберг» почти 7% акций второго по величине финского издательского концерна «Аамулехти». В следующем 1995 году «Мариеберг» увеличило свою долю в капитале концерна «Аамулехти», доведя число своих акций первой группы до 13,1% и до 12,5% голосов. В настоящее время шведский концерн стал крупнейшим акционером финской компании. У компании «Мариеберг» имеются также некоторые долговые обязательства «Аамулехти», которые после превращения в акции увеличат долю шведского концерна до 21,7% и 14,3% голосов.