logo search
osnovy_tvorcheskogo_masterstva_zhurnalista

Аналитические жанры

Комментарий и авторские колонки

Комментарий как жанр складывается в начале 20 века и представляет собой оперативный отклик, реакция на общественно значимое событие, его разъяснение, истолкование, оценку и прогноз развития. Как правило, если комментарий строится вокруг одного факта, он все равно выявляет взаимосвязь с другими фактами. Комментарий толкует основные события или документ, которые имеют значимость для аудитории. Он всегда выстраивается вокруг одного факта или вокруг цепочки однозначных, пишется максимально оперативно. Лаконичный жанр. Его пытаются относить к информационному, но по системе аргументации это аналитический жанр. Виды комментариев:

  1. Расширенный или синхронный. Дает одну точку зрения, никаких доводов противоположной стороны, достаточно лаконичен по объему, оправдан в случае не слишком просвещенной аудитории.

  2. Дискурсивный предполагает различные точки зрения и максимально широкий спектр их, выводы, сделанные на основе сопоставления и последовательного исключения всех позиций, кроме собственной.

  3. Диалектический или полярный предполагает две точки зрения, противопоставленные друг другу. Побеждает одна из них, но при учете аргументов с другой стороны: «да/нет, но…».

Структура комментария по композиции предполагает всегда исходный факт или событие, имеющее значимость, как правило, этот факт на слуху. Формулируется вопрос в связи с фактом: почему это случилось и к чему это может привести. Журналист дополняет текст деталями и подробностями, имеющими отношение к исходному факту, при этом выражает свою позицию. Комментарий – субъективный жанр, авторская точка зрения необходима. Комментарий обязательно содержит вывод: ясный и по возможности краткий. Журналист должен увидеть проблему в широком социальном подтексте.

Распространена такая форма как колумнистика. Говорят, что именно она наиболее полно отражает процессы. С одной стороны, очень много информации, но в ней сложно разобраться. Колонка слишком субъективна. Изначально под колонкой понимается типографский элемент. С середины 18 века начинают выделять наиболее значимые материалы: самые важные сообщения, колонки редакторов. Колонка становится неотъемлемой частью дизайна в начале 19 века, становится рубрикой. В 1835 году редактор газеты NY Herald Tribune Беннет начинает вести колонки о социальной жизни. Объектом массовой культуры и интересом крайне широкой аудитории колонка как явление становится в конце 20 века. Особенно после сериала «Секс в большом городе». В дореволюционной журналистике авторские колонки не были распространены. Многие исследователи называют «колумнистом» Максима Горького, но он не был таковым в полной мере. К прообразам колонок относят ироничные фельетоны. В 60 годы «Правда» и «Известия» перепечатывали авторские колонки из американских изданий Артура Бухвальда. Сегодня под авторской колонкой понимают рубрику, закрепленную за постоянным автором, содержащую одну точку зрения, характеризующуюся своим стилем, а под колумнистикой понимают авторские высказывания по злободневным и актуальным темам, появляющиеся в одном и том же издании с определенной периодичностью и, как правило, на одном и том же месте. Степень эффективности зависит от периодичности. Колонка полемична, она не должна совпадать с общепринятым мнением.

Колонка ближе всего либо к комментарию, либо к эссе. Наличие рассуждения по поводу этого факта, каких-либо прогнозов.

Три типа колумниста:

  1. Знаменитости, известные персоны. Они не обладают специальными познаниями, рассуждают на разные темы, представляют интерес благодаря своей популярности и известности.

  2. Журналисты с ярким стилем.

  3. Специалисты, эксперты в какой-то области.