Слухи и сенсации как основа новостей
Среди социальных причин, порождающих слухи, выделяют: дефицит информации, недостаточная оперативность выдачи информации. Слухи возникают в том случае, если потребность людей в информации не удовлетворена напрямую. Психологической основой для их возникновения служит искажение информации в процессе передачи между людьми. Чем больше цепочка участников, тем сильнее меняется информация. Происхождение источников: стихийные (спонтанные) и фабрикуемые (целенаправленно распространяемые). Использование слухов осуществляется с целью манипулятивного воздействия на разум аудитории, могут усиливать авторитет их распространителей, вызывать недоверие к определенным лицам, заставлять людей в правильности своего поведения, установок.
По степени достоверности слухи делятся на:
Абсолютно невероятные
Невероятные с элементами правдоподобия
Правдоподобные
Достоверные с элементами выдумки
По эмоциональной характеристике слухи делят на:
Желания, которые в результате их неоправданности приводят к разочарованию
Страхи, которые блокируют выполнение социальных обязанностей. Характерны для драматических ситуаций, связанных с военными конфликтами или экономическими событиями.
Разобщающие, которые направлены на порождение агрессии к определенным социальным группам и слоям населения.
Сенсация является слухом в том случае, если она не имеет четкого источника. Сенсация – новость, призванная шокировать читателя, служащая эмоциональным катализатором. Степень сенсационности зависит от осведомленности самой аудитории (если СМИ сообщает о кадровых перестановках в высших кругах власти). От эмоционального уровня восприятия: постоянно негативная информация притупляет степень воздействия. По классификации сенсации бывают естественными и искусственными. Естественные: события или явления, которые резко изменяют окружающий мир: природного и социального плана; события и достижения, расширяющие возможность воздействия человека на окружающую действительность (научные и технологические открытия); открытия, резко изменяющие устойчивые представления (исторические парадоксы). Искусственные (организованные) – publicity, предполагают, что сообщения не носит яркого эмоционального характера, но ему таковой придает само средство массовой информации.
Подготовленные сенсации применяются с целью создания имиджа определенной персоны, основой зачастую служит частная жизнь людей, открытия в области медицины и науки, спортивные достижения, различного рода конкурсы, банкротство компаний и благотворительные акции, совсем негативная информация – скандалы, суициды, уголовная тематика.
Зачастую сенсация является выдачей желаемого за действительное, приукрашивание событий.
- Новости как основа журналистики
- Слухи и сенсации как основа новостей
- Композиция журналистского произведения
- Понятие жанра, жанры в современной журналистике
- Информационные жанры
- Репортаж; известные журналисты, которые работали в этом жанре
- Интервью
- Интервью
- Второй семестр Аналитическая журналистика
- Аналитические жанры
- Корреспонденция
- Обозрение
- Рецензия
- Нестандартные, новые жанры
- Рейтинг
- Аналитический пресс-релиз
- Расследования
- Игровые жанры
- Реалити-шоу
- Художественно-публицистические жанры
- Публицистический образ
- Радио, теле и интернет-журналистика
- Интернет- и телеконференции