logo
osnovy_tvorcheskogo_masterstva_zhurnalista

Понятие жанра, жанры в современной журналистике

Развитие интернета и процесс унификации жанров в интернете.

Размывание жанровых границ

Журналистский текст и его функции. С одной стороны, он выступает текстом в классическом понимании этого слова, с другой, обладает специфическими чертами. Михаил Бахтин, Юрий Лотман, Фердинанте Соссюр – занимались текстологией как наукой.

Понятие текста означает прежде всего способ вербального или графического отображения информации при помощи системы знаков, связанных смысловым (семантическим) и структурным единством. Основными характеристиками текста являются: выраженность в знаках (символы, рисунки), целостность текста, структурность (внутренняя организация частей, элементов текста и наличие системы отношений между ними).

Важной характеристикой является тематическое единство, определяемое замыслом автора. Выделяют три уровня изучения знаковых систем (текстов):

  1. Касается семантики – характеристики соотнесенности текста с действительностью – смысловая составляющая произведения, его содержание.

  2. Синтактика – направлена на внутреннюю структуру текста, его организацию.

  3. Прагматика текста, которая определяет степень связи с читателем, воздействия на аудиторию и эффективность любого произведения.

Все свойства и характеристики присущи не только журналистскому, но и любому другому тексту. Основные характеристики журналистского текста: широкий лексический диапазон, синтез устной бытовой речи и публичного выступления; социальная активность журналистского произведения (его ориентация, направленность на формирование каких-то установок и общественного мнения в целом); дискретность (раздробленность, фрагментальность) – определяет объем, жанровую принадлежность, тематику, структуру; развернутость журналистского произведения во времени и пространстве, его приближенность к реальному физическому времени и быстрая потеря актуальности (особенно для информационных жанров); активное взаимодействие журналистского текста с такими факторами как контекст и подтекст + дискус. Контекст предполагает систему социальных отношений, породившую данный текст, его связь с аудиторией и степень востребованности аудиторией, связь с личностью автора, особенностей его мировоззрения и индивидуального творческого стиля. Подтекст – та нравственная и психологическая составляющая, которая расширяет смысловое поле высказывания и дает возможность для дальнейшей интерпретации текста.

Функции журналистского текста:

  1. Познавательная (эвристическая). В процессе создания произведения автор сам познает действительность, открывая что-то новое и осмысливая это, и несет аудитории новые знания, которыми она не овладела до знакомства с этим произведением.

  2. Аксиологическая – предполагает реализацию журналистом определенных идей, ценностей, установок, которые он хочет донести до читателя.

  3. Антологическая – предполагает, что в журналистском произведении отражаются наиболее глобальные философские категории: мир вещей и идей, типичная и уникальная (категории), пространство и время, социальные изменения текста.

  4. Коммуникативная. Любое журналистское произведение выступает как средство общения между автором и аудиторией, в более широком смысле текст СМИ выступает как факт национальной культуры и дает информацию о конкретном периоде существования общества.

Журналистский текст способен реализовать свои функции, если он опирается на доминирующие в нем жанровые признаки. Понятие жанра более узкое, в отличие от текста, он всегда четко определен целью, которую ставит перед собой журналист. Точное представление о жанрах помогает создать автору более качественный материал с четко выстроенной композицией. Качество журналистского текста оценивают по следующим характеристикам:

  1. Актуальность и значимость поднимаемой темы или проблемы

  2. Достоверность и новизна информации, представленной в тексте

  3. Убедительность идеи

  4. Яркость выразительных средств и мотивированность их использования

  5. Четкость композиции, запоминаемость и новизна образов и лексико-стилистическая грамотность.

Жанры и жанрообразующие факторы

Жанровой проблемой занимаются достаточно многие исследователи: московская школа (профессор Тертычный и Солданин (больше по стилистике)), ленинградская школа (Ким и Кайда), воронежский профессор, активно модифицирует жанровую структуру (Пройчик).

Белорусские исследователи: Стрельцов, Орлова.

Само понятие жанра в теории журналистике приходит из литературо и искусствоведения.

Тертычный: «жанры – устойчивая группа публикаций, объединенная схожими содержательно-формальными признаками».

Пройчик: «жанр – относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная специфическим отражением действительности и характером отношения к ней автора».

Орлова: «жанр – форма организации материала, определенные структурные, логические и психологические рамки с целью эффективного воздействия на читателя».

Особенности жанров, специфика обусловлена выбором средств и способов раскрытия темы. Жанры отличаются степенью детализации. Объем информации. Включенность авторской оценки в описании. Выделяют ряд специальных характеристик, жанрово-образующих факторов:

  1. Предмет изображения – им, как правило, служат отдельные факты, явления, ситуации, процессы, проблемы и конфликты в их взаимосвязи и личность самого человека.

  2. Метод, или способ отражения действительности – то, с помощью чего автор достигает цели: Фактографический, аналитический (исследовательский), наглядно-образный (художественно-исследовательский).

  3. Целевая установка, или функция отображения. К ним чаще всего относят описание (констатацию) фактов, установление причинно-следственных отношений, выявление значимости ситуации, определение будущего состояния (прогнозы), формулирование программ и планов действий, связанных с этой ситуацией.

  4. Языковой фактор, включает в себя разные формы представлений информации: сообщения, повествования, изложения. Сообщения – информационный текст, повествование – аналитический, изложения – художественно-публицистический. Сюда также относят разные формы персонификации: монолог и диалог.

Совокупность этих характеристик и определяет выбор, возможность отнести текст к тому или иному жанру.

Самарцев относит к факторам тему произведения, композиционную организацию текста, меру типизации (насколько общее или частное явление рассматривает тот или иной жанр), изобразительно-выразительные средства. Самарцев считает, что жанры – устойчивое явление, они не склонны кардинально меняться в небольших временных отрезках.

Жанровая типология современных изданий:

  1. Информационные жанры – сообщают актуальную информацию

  2. Во второй половине 19 века начинают складываться аналитические тексты, позже вылившиеся в один жанр – аналитический.

  3. Жанры художественной публицистики складываются благодаря деятельности литераторов.

Основные жанры западных СМИ: новость, репортаж, интервью, расследование, комментарий (авторская колонка), рецензии.

Информационная, художественно-публицистическая, аналитическая – три основные группы.

Информационная: заметка, репортаж, интервью, отчет.

Аналитическая: исследование и оценка явлений и тенденций, факты важны не столько сами по себе, сколько как средство обоснования авторской позиции. Сюда относятся: корреспонденция, статья, комментарий, обозрение, обзор, рецензия, письмо (встречается очень редко).

Художественная публицистика: определяющим является образ и раскрытие типических свойств, характеристик через индивидуальные черты. Сюда относят зарисовку, очерк, эссе, фельетон и памфлет.

Тенденции современной жанровой системы:

  1. Собственно размывание жанровых границ, появление синтезированных форм, сочетающих в себе черты новостной и аналитической журналистики.

  2. Выдвижение на первый план и активное развитие информационных жанров

  3. Отказ от использования и исчезновение очерка, фельетона, памфлета. Вместе с тем сегодня многие отмечают персонификацию и эссеизацию журналистики, что проявляется в первую очередь появлением и развитием авторских колонок, колумнистики.

  4. Развитие расследовательской журналистики, формирования расследования как самостоятельного жанра.

Творческие методы журналистских жанров. Взаимодействие метода и жанра: для реализации формы текста журналист пользуется определенными способами достижения своих задач – методов.

Стрельцов выделяет два основных творческих метода: констатация и интерпретация. Констатация (информационный метод) предполагает фиксацию отдельных фактов, событий, ситуаций наиболее значимого, что узнал журналист: кто, что, где, когда. Для него характерна новизна фактов и оперативность подачи.

К методу интерпретации относят публицистический, эссеистический и деловой аналитики.

Метод публицистики предполагает в узком понимании исправление негативной ситуации с помощью журналистского текста, или трансляцию позитивного образа. В более широком понимании, метод предполагает отношение и формирование общественного мнения. С помощью этого метода создаются корреспонденция, статья, комментарий, обозрение и рецензия.

Эссеистский метод характеризуется свободным самовыражением автора, углублением его в собственное Я, рассуждениями не столько над конкретной ситуацией, сколько над магистральными проблемами развития общества. Автор стремится к философским, глобальным обобщениям. Так создаются эссе и журналистское расследование.

Метод деловой аналитики на самом деле близок к публицистическому. Для него присущи те же жанры, то же авторское осмысление и анализ ситуации, однако использование этого метода предполагает оперирование статистическими выкладками, цифрами, панорамными обзорами профессиональной деятельности, комментариями экспертов. Он используется в тех же аналитических жанрах, но в изданиях, ориентированных на узкую аудиторию. Важно умение автора оценить новизну идеи, концепцию, теоретическую и практическую значимость открытий. Стрельцов выделяет метод рецензирования научной и общественно-политической литературы. Стрельцов не включает очерк и зарисовку.

Лекция №6