logo
osnovy_tvorcheskogo_masterstva_zhurnalista

Интервью

  1. Зачем брать интервью?

  2. Каких результатов хотите достичь?

  3. Что важнее: мнение человека или информация?

  4. Почему для решения этих задач выбираете конкретного человека?

  5. Интерес лично журналиста и представлений аудитории о герое интервью

Определение места/времени, предварительный контакт с собеседником. Журналист идет на поводу своего героя, выбирает ту атмосферу, которая более предпочтительна для собеседника. Можно выбрать как рабочую обстановку человека, так и нейтральную территорию. Здесь задача – очертить круг вопросов с собеседником, чтобы он представлял, чего от него ждут. Поиск информации и ресурсов: что собой представляет герой интервью. Предварительный список вопросов должен быть основным, затрагивающим главные темы интервью. Интервью – возможность для многих людей не только заявить о себе и прорекламировать, но и дает право просветить аудиторию, донести идеи и взгляды. Возможность транслировать опыт (как правило, положительный), проецирование ситуации, случившейся с героем, на аудиторию.

Проведение интервью. Если интервью информационное, то важной является возможность взять интервью как можно раньше (чтобы получить максимальные эмоции и впечатления), желательно брать интервью у наиболее компетентных источников.

Начало интервью. Не стоит начинать с откровенно провокационных вопросов, которые могут вызвать негативную реакцию. В начале нужно задавать несложные вопросы, ответы на которые вы сами более-менее представляете и знаете. Заканчивать нужно вопросом «может, хотите еще что-то сказать?». Самое главное правило в общении – чтобы его хотелось продолжить. Уточнять инициалы, фамилии, должности.

Стадии: техническая – расшифровка с диктофона, запись текста на компьютер. Редакторский – смысловое прочтение, обработка всего материала. Часто может быть проблема различия устной и письменной речи. Различие интеллектуального уровня аудитории и героя интервью.

Три стиля: конфронтационный – когда журналист не доверяет источнику, ищет скрытый смысл, задает много неприятных вопросов, пытаясь перепроверить информацию. Элитарный – журналист выступает в роли социального контролера, представляя интересы разных групп или аудитории в целом. Не слишком характерно внимание непосредственно к человеку. Партнерский стиль – равноправное взаимодействие, целью является выработка нового знания.

Самые известные интервьюристы – Опра и Ларри Кинг.

Выражение авторской позиции в тексте

Прямой способ воздействия на аудиторию – убеждение. Скрытый, сугистивный – манипуляция. Убеждение характерно для публицистики, осуществляется с помощью эмоционально-образных и рационально-логических средств. Агитация и антиагитация. Агитация напрямую управляет интересами, антиагитация – ориентирована на критику недостатков оппонента, противника. Манипулирование предполагает некритичное усваивание информации, цель для журналиста – сформировать определенную систему взглядов и мнений. Псевдоаргументация – когда отстаивание идеи или оценки происходит через акценты, подтекст, незавершенность формулировок. Слова-индикаторы как способ непрямого воздействия – предполагает насыщение материала отдельными словами, создающие определенную интерпретацию, даются такие слова без оценки или комментария. Авторский домысел, предположение предполагает, что журналист додумывает неизвестные ему, но возможные доказательства или факты.

Подбор фактов – журналист отбирает только нужную ему информацию, которая доказывает правильность его мысли. Апелляция к публике – информация подается так, что создается впечатление, будто мнение журналиста разделяет большинство населения. Предварительная фаза, которая облегчает восприятие информации. Основная цель – создание атмосферы доверия между коммуникатором (журналистом) и аудиторией, разрушение барьеров. Для этого подбирается лицо, способное вызвать симпатию и желание слушать или читать только конкретного журналиста, диктора, ведущего. Аудитория эмоционально к нему привязывается. Формирование доверия к источнику: собственному, цитированию документов, высказыванию экспертов – можно встретить в «Аргументы и Факты». Полуправда – настоящая информация смешивается с фабрикованной, часть сведений, которые легко перепроверить, даются достоверными, но их объем и соотношение меняется. Ярким моментом является оперативность. СМИ, которое сообщает первым, формирует атмосферу восприятия. Придание сообщению видимости сенсационности.

Предсказание событий – журналист или ведущий заранее сообщает о том, что знает наперед. Ссылается на событие, которое он якобы предсказал.