logo
osnovy_tvorcheskogo_masterstva_zhurnalista

Информационные жанры

К ним относят заметку, отчет, репортаж, интервью. Сюда иногда относят малые жанровые формы – блиц-опрос, аннотация, анонс, порой даже некролог. Для всех информационных жанров характерна оперативность, релевантность (соответствие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (понятность) информации, отсутствие какой-то специальной терминологии. Краткость, лаконичность информации, отсутствие информационных шумов – то, что отвлекает от смысла сообщения. Для всех информационных текстов характерно фабульное изложение материала: повествование ведется так, как это происходило на самом деле. Базовым информационным жанром является заметка.

Заметка – простейшая форма газетного оперативного сообщения, в основе которого лежит злободневный, оперативный, общественно-значимый факт. Основной целью заметки является сообщение целесообразно отобранных актуальных фактов. Факт здесь констатируется единично, новость имеет познавательный аспект. Основными чертами этого жанра выступают наличие событийного, информационного повода, его актуальность для аудитории, точность, краткость, ясность изложения и внутренняя тематическая собранность (единство). Также характерно отсутствие личного мнения, оценки. Может показаться, что заметки писать легко, но сложностей хватает. Они связаны с отбором фактов и концентрацией на основных деталях, которым будет уделено внимание. Заметка отвечает на основные вопросы «что, где, когда». Хроникальная, стандартная, расширенная (детализированная) заметка. Хроникальная – небольшое сообщение, размером до 30 строк, которое, как правило, дается в подборке, а не отдельным текстом, не имеет заголовка, строится по одинаковой схеме, кратко сообщая о самом событии, его времени и месте. Для них характерно тематическое разнообразие. К хроникальной заметке близок дайджест – подборка новостей из различных источников на одну тематику. Стандартная заметка имеет более развернутую структуру, в таком типе текстов может отражаться не только единичный, уникальный факт, но и жизненное явление, как более сложный фрагмент действительности, причем положительного или негативного характера. Факт может даваться с некоторыми подробностями. Детализированная, расширенная заметка состоит, как правило, из двух частей, пишется по принципу перевернутой пирамиды: в первой части – констатация основного факта, нужно охватить максимально широкую аудиторию, вторая часть – подробности факта, они передают более узкую и подробную информацию. Здесь должны быть ясны мотивы обращения автора к теме: чем это заинтересовало самого журналиста. Заметки подаются не изолированно, а систематично, какими-либо блоками или подборками, зачастую они организованы по тематическому признаку.

Анонс – информационное сообщение о будущих мероприятиях, преимущественно в области культуры. Основная цель – дать краткую объективную информацию о времени, месте, этапах и участниках запланированного события. Анонс не должен содержать элементов рекламы.

Аннотация – новостное сообщение, предметом отображения выступает уже состоявшееся информационное явление, почти всегда из области культуры. По предмету отображения аннотация занимает промежуточное положение между заметкой и рецензией. Аннотация характерна для специализированных СМИ, но развивается и в еженедельниках.

Блиц-опрос предполагает получение ответов на один и тот же вопрос от множества людей. Цель – выявление общественного мнения по какой-либо теме или проблеме.

Реплика иногда выделяется как разновидность информационных текстов. Это ответ оппоненту в какой-либо спорной, проблемной ситуации, высказывание одного из участников конфликта, определенную ремарку по поводу сложной ситуации. В реплике гражданин или группа лиц реализует свое право на ответ.

Зарисовка – образная информация, основой для такого типа текстов служат единичные факты из повседневной жизни, в определенной степени отражающие состояние общества в целом. Типичный, значимый факт, который журналист осмысливает и воплощает через определенный образ с помощью изобразительно-выразительных средств. Этот тип текстов очень отличается от информационных жанров. Зарисовка служит для создания образа конкретного человека или природы, события.

Все это служит разновидностью заметки как базового текста.

Особенность на радио и телевидении: для новости в радиожурналистике характерно то, что они воспринимаются на слух, имеют большую несмысловую информацию, которая реализуется за счет ритма, интонации, ударения. Как правило, радионовости более оперативны, но воспринимаются лишь в момент их передачи. Соответственно, более эмоционально воздействуют. Радионовости не требуют специальной концентрации внимания, они адресованы одновременно всей аудитории, но воспринимаются более ограниченно, через бытовое прослушивание. Анонсы, аннотации тоже популярны на радио.

На ТВ вместо новости говорят «сюжет». Если в газете заметки подаются блоками, то на ТВ они объединены информационными программами и выпусками. Выделяют несколько типов сюжетов, к которым относят в первую очередь анонсы, делающиеся до события, интригующие и создающие настроение ожидания. Также сюжет реального времени – о том, что происходит прямо сейчас или сегодня; сюжеты, дающие темы в развитии.

Типы подачи событий:

  1. Прямое включение

  2. Видеосюжет

  3. Дикторская начитка и видеоряд, фрагменты интервью (синхрон)

  4. Устная информация, дается собственно диктором, без какого-либо сопровождения

  5. Дикторская начитка + графика (карты, рисунки, диаграммы).

Основными элементами видеосюжета могут выступать как живые, так и монтированные. Живые – с оригинальным звуком, монтированные – закадровый текст, подводки корреспондента, которые начитываются и создаются позже по сравнению с моментом съемок. К живым элементам относят синхрон, стендап, лайв, экшен. Синхрон – одновременный показ человека со звуком его голоса, может быть информационным (когда сообщают новость) и эмоциональным (когда человек является участником события). Стендап – журналист находится непосредственно на месте события и выступает с подробностями по теме. Лайв – живая картинка с живым звуком без закадрового текста. Камера выступает свидетелем, которого не замечают герои. Экшен – неожиданное действие, заснятое от начала и до конца в режиме реального времени. Хронометраж не должен превышать трех минут, большинство информационных тем может быть раскрыто за минуту-полторы. Самые важные новости ставятся в начале выпуска. В середине – репортажи из регионов либо большие материалы, в конце – развлекательные и спортивные события.

Важно учитывать момент потери, расслабления внимания к новостному выпуску. Основными проблемами информационных материалов на радио и ТВ являются тексты анонсов, которые зачастую дают информацию слишком многословно и дублируют новость, показываемую в сюжете. Стилистические недостатки особенно неуместны на радио: в прямом эфире недопустимы ошибки в ударении и управлении, стилистике. Достаточно важной проблемой для ТВ-новостей является нарушение баланса текста и видеоряда. На изображение должно приходиться 60-70 процентов текста. Основные проблемы – несоответствие текста и картинки видеоряда, интервью как тавтология содержания сюжета или закадрового текста, повторение информации.

Отчет

Представляет собой развернутое информационное сообщение об официальном мероприятии или событии. Собрание группы людей, близких по профессиональной и социальной принадлежности, предметом изображения в отчете служат конференции, доклады, собрания, заседания, круглые столы. Особенность отчета в том, что акцент не на атмосфере и обстановке, а на выступлениях и участниках. Также должна соблюдаться строгая последовательность. В отчете содержится информация о выступающих и том, о чем они говорили. Дословность изложения даже через косвенную речь очень важна и актуальна в отчете. Можно обращаться за комментариями и к самим выступающим. Характерен сугубо официальный, деловой стиль материала. Свойственно использование сложных синтаксических конструкций. Разновидности отчета: прямой (хроникальный) – наиболее оперативный, дает точное воссоздание событий во всех подробностях; отчет коммюнике – наиболее строгий, официальный, затрагивает сообщения о международных событиях, каких-либо важных переговоров и касается в первую очередь политической жизни. Тематический отчет – несколько более свободный по своей структуре, автор может использовать хронологические перестановки, концентрируя внимание на отдельных, наиболее значимых выступлениях, проблемах, поднимавшихся в ходе мероприятия, журналист группирует и обобщает тезисы. Проблемный, аналитический отчет – отражает сложную, конфликтную тему, журналист в таком жанре не только пересказывает происходившее, но и высказывает собственные комментарии и оценки, обязательно приводит дополнительные точки зрения участников.

Репортаж – один из классических жанров в журналистике. Первые репортажи появляются в прессе в конце 18 века. По сути, они скорее напоминают современные отчеты. Как правило, репортажи в журналистике 18-19 века велись либо из зала судебных заседаний и описывали криминальные темы, либо освещали ход парламентских сессий, государственных мероприятий. На рубеже 19 и 20 веков репортаж формируется и преобразуется до того состояния, в котором он находится сейчас. Очень активно репортаж развивается во время Великой Отечественной войны.

Репортаж – информационный жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора, являющегося участником или очевидцем этого события. Для репортажа характерно последовательное воспроизведение хода события: почти всегда прямая хронология. Эмоциональная окрашенность повествования, создание образной картины через описание деталей и воспроизведение реплики героев и их поступков. Характеристика репортажа – предельная документальность, жанр не допускает домысла и вымысла, концентрируется здесь и сейчас, локализует пространственно-временные позиции. Репортаж пишется от первого лица. Задача – динамично описать событие через восприятие самого журналиста, создать эффект присутствия (в идеале – соучастия) у читателя. Это наиболее субъективный и эмоциональный информационный жанр. Эффект соучастия достигается через изложение динамики происходящего, написания авторских переживаний, эмоций. Репортажу свойственно условное воспроизведение времени. События показываются прерывисто, дискретно, с акцентом на наиболее ярких моментах, но время всегда движется в самом тексте. Наглядность как свойство репортажа достигается в первую очередь через совокупность выразительных приемов. К ним можно отнести воссоздание деталей, фоновой обстановки для описания атмосферы происходящего, показ участников через их портретные и речевые характеристики, передачу эмоциональности события. Репортаж не может существовать без фотографии. Цели самого жанра определяют и его стилистику. Для этого типа текстов используется эмоционально-экспрессивная лексика, междометия, восклицания, краткие предложения, сленговые выражения.

Лекция №7