logo
osnovy_tvorcheskogo_masterstva_zhurnalista

Интернет- и телеконференции

Особенность в оперативном обмене сообщениями и ответами – в интернет-конференции.

Телеконференции: моделируемые и обычные.

К разновидности публицистических жанров относят блог.

Особый жанр – биографии, они дают справочно-биографическую информацию о людях, объектах и событиях, которые встречаются либо в новостях, либо просто актуальны на тот момент.

Жанр рекламы выделяют в соответствии с ее видами. Реклама: модульная, рубричная и текстовая. Модульной рекламе соответствует такой жанр как коллаж: информация по большей части визуальная. Рубричная – объявления. Для текстовой рекламы характерны журналистские (заметка, отчет, репортаж, интервью, обзоры, рецензии, зарисовки и очерки, которые могут служить рекламным целям) и рекламные (житейские истории, опыт пользования и консультация специалиста) жанры.

В психофизическом плане индивидуальность – уникальные черты характера и внешний облик. В социальном плане – уникальность социального опыта, условность норм поведения и ценностей. В профессионально-творческом – особый способ выполнения им профессиональной деятельности, владения специальными приемами. Последний аспект самый уникальный, личностный и сложный. Творческая индивидуальность в журналистике, компоненты: знания, умения и желания (выражается в потребностях человека: как внешних, связанных с материальным стимулом, так и во внутренних, специфических, личных человеческих потребностях). Внутренние личные потребности проявляют себя в форме мотивов. К мотиву относится интерес, желание и страсть. Он обусловлен желанием выделиться в профессиональной среде, имеющимися возможностями, внутренне устойчивое отношение к самой профессиональной деятельности. Формами выражения творческой деятельности являются индивидуальный стиль и образ автора. Индивидуальный стиль проявляет себя через текстовый уровень: через идейно-содержательные, стилистические и лексические особенности. Образ автора складывается не только из особой манеры письма, но и из тематической ориентации журналиста, метода подачи информации, особенностей авторского восприятия мира и выбираемой журналистом роли. Роли или образы автора предстают по-разному: либо размышляющий, либо лирический герой.

Обусловленность выбора этой роли связана со спецификой журналистского мышления в целом. Специфика журналистского мышления, как правило, и самими исследователями, и журналистами-практиками, определяется как алогичная. Для журналистики характерна способность к «сцеплению»: объединение новых сведений с уже имеющимися знаниями. Для того, чтобы эту способность развивать, очень важно фиксировать любым образом, актуальным для конкретного автора, какие-то эксклюзивные моменты. Для журналистского мышления характерна высокая мобильность, подвижность умственной ориентировки, цельность восприятия. В журналистской деятельности образное и когнитивное начало связаны между собой; добавляется яркое образное начало. Гибкость мышления или боковое мышление, то есть способность переходить от одного класса явления к другому, достаточно далекому по содержанию. Обратной стороной этого является поверхностность.

Легкость генерирования идей, что приобретает особую актуальность в последние годы по сравнению с предыдущим опытом существования профессии как таковой. Сегодня журналист вынужден рассматривать большое количество разнородных фактов, явлений и процессов. Чем выше легкость генерирования идей, тем больше способность к освоению разных тем и специализаций. Для журналиста характерна способность к ассоциации: чем она выше, тем больше человек расположен к журналистике и творчеству. Под ассоциациями понимают образы, возникающие в сознании без видимых внешних причин. Ассоциативность мышления важна в журналистике, так как позволяет найти необычные композиционные решения текста, сделать неожиданные сравнения, воссоздать особенную значимость отдельных фактов. Соответственно, широта и возможности такого мышления зависят от уровня эрудированности журналиста и богатства его жизненного опыта. Ассоциативность мышления напрямую связана с воображением и фантазией, которые тоже играют достаточно большую роль, особенно в авторской журналистике и публицистике. Воображение предполагает отражение реальной действительности в новых, непривычных сочетаниях и связях. Воображение в целом характерно для любого вида творчества. Это свойство психики предполагает самостоятельное создание образов, воображение помогает представить конечный результат труда до его появления в реальности. Зачастую при отсутствии должной полноты знаний.

Воображение в определенной степени дополняет мыслительный процесс и свойство мышления, дает опережающее отражение действительности. Особенно актуально включение этого свойства в ситуации неопределенности или отсутствия каких-либо фактов, позволяющих сформулировать программу поведения журналиста. Воображение создает некую идеальную модель конечного продукта. Различают воображение активное и пассивное. Последнее характерно для состояния сна либо полудрема. Активное имеет более творческий характер, основой является создание тех или иных образов. Воображение характерно в первую очередь для журналистов, работающих в художественно-публицистических жанров. Особую роль воображение играет на начальных этапах творческой деятельности, в частности, при зарождении замысла. Также при создании собственно текста, разработки художественно-выразительных средств в процессе синтеза фактов и непосредственных впечатлений журналиста. Способы стимулирования воображения: перегруппировка событий и фактов, отход от хронологического следования события, что позволяет выявить скрытые причинно-следственные связи. Использование игры слов, создание новых каламбуров, метафор и сравнений. Составление различных классификаций и типологий. Воображение активно развивается при поиске новых черт, объединяющих различные сведения. Рассмотрение проблемы под различными углами зрения – «правило карандаша». Согласно этому правилу, на один и тот же предмет можно смотреть с бесчисленного количества ракурсов, и каждый раз будет иная форма. Предполагаемый диалог с читателями, оппонентами и критиками. Предметное обсуждение будущей темы с коллегами. Двумя основными чертами воображения являются процесс создания образов и обработка тех, что уже имеются. Создание образов происходит с помощью следующих форм:

  1. Аглицинация – склеивание разных качеств, свойств и частей.

  2. Гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменения количества его частей.

  3. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков. Свойственно фельетону и памфлету.

  4. Схематизация – сглаживание, размывание различных свойств объекта и акцентирование внимания на схожих элементах.

  5. Типизация – характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, воплощение их в конкретном образе.