logo search
otvety_k_gosu_doc_1 (1)

2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х годов 19 века. «Отечественные записки» и «Современник».

В 1830-тых годах Белинский печатался в журнале Надеждина «Телескоп». В 1834 году в журнале «Молва», выходившем как приложение к «Телескопу», была напечатана его первая серьезная статья – «Литературные мечтания», в которой он говорит, что в России еще нет литературы, но она будет. Через год Белинский заменяя уехавшего за границу Надеждина на посту главного редактора, напечатает свои статьи о Гоголе, Баратынском, Бенедиктове, Кольцове, выступит как переводчик и рецензент. В статье «Ничто о ничем» он попытается создать теорию журналистики, считая, что главное для журнала - “иметь собственную физиономию”. Это во многом было выражением той идеи, которой он жил. Продолжая идею Гегеля о разумности, Белинский перенес это на литературу, считая, что «литература сама себе цель, и вне себя цели не имеет».

В 1836 «Телескоп» закрывают за публикацию «Философического письма» Чаадаева и Белинский переходит в «Московский наблюдатель» Погодина и Швырева, а затем «Отечественные записки» Краевского. Белинский принес журналу «лицо». В журнале, носившем до этого энциклопедический характер, ярко выделился отдел критики и библиографической хроники, которые вел Белинский. Уже сложившийся журналист, он считал полемику основой журнала, впрочем, как и своей жизни. В это время в журнале публикуются произведения Лермонтова, Кольцова, Баратынского, Григоровича, переводы Шекспира, Гете, Жорж Санд, Диккенса. Все это наводит Белинского на новые идеи. В своей статье «Речь о критике», он выводит новые принципы рассмотрения литературных произведений. Критика для него теперь не просто отстраненный взгляд на произведение, она – часть искусства, выразитель общего мнения, элемент воспитания. Продолжая эту идею, Белинский пишет статью о Державине, начинает серию статей о Пушкине, регулярно делает годовые обзоры русской литературы, защищает творчество Гоголя. «Отечественные записки» все больше становятся революционными. Это привело к противоречиям внутри журнала – Краевскому не нравилась слишком уж политизированная острота статей Белинского. Белинский, которому становится тесно в журнале, участвует в 1645 году вместе с Григоровичем, Далем и Достоевским в предпринятом Некрасовым издании сборников «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Они считаются началом нового, «гоголевского», направления в литературе. Через год Белинский уходит из «Отечественных записок».

В 1946 году Некрасов и Панаев покупают у Плетнева пушкинский «Современник», приглашая туда Белинского, для которого и создавался журнал, по признанию Некрасова. Здесь, как и во всех журналах, Белинский снова был самой яркой фигурой. До 1859 года «Современник» оставался литературным журналом, несмотря на то, что определяющий тематику материалов Белинский подбирал их под острую социальную проблематику. Здесь напечатаны его статьи «Взгляд на русскую литературу» 1846 и 1847 годов, «Ответ «Москвитянину», рецензии на повторное издание «Мертвых душ» Гоголя и его «Выбранные места из переписки с друзьями», крайне не понравившиеся Белинскому. После смерти Белинского редактором снова становится Панаев, сотрудничающий с Некрасовым.

Белинский был ярким человеком, способным увлечься идеей, ищущим себя в этих идеях. Его жизнь в журналистике, без которой он себя не мыслил, подтверждает это.