2. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
С первых дней войны жанры публицистики, призванные раскрывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова.
Илья Эренбург – писатель, эссеист, драматург, критик, корреспондент московской газеты октябристов «Утро России» и «Берживых ведомостей». После революции 1917 года сотрудничает в газете «Жизнь», критика Ленина, и уезжает за границу. Там пишет «Падение Парижа» - об оккупации города, потом сотрудничает в Москве. Его статья “В первый день”, появившаяся в печати, несла с собой высокий гражданский пафос, стремление вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня Эренбург по приглашению редакции “Красной звезды” пришел в газету и в тот же день написал статью “Гитлеровская ода”, которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публиковались также во многих центральных и фронтовых газетах. Свою главную задачу он видел в воспитании у народа ненависти к захватчикам. Статьи И.Эренбурга “О ненависти”, “Оправдание ненависти”, “Киев”, “Одесса”, “Харьков” и другие обостряли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключительной конкретности. Эренбург писал о фактах зверств захватчиков, приводил свидетельские показания, ссылки на секретные документу, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев. Особого накала публицистика Эренбурга достигла в кризисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 “Красная звезда” опубликовала его статью “Выстоять!”. Этот страстный клич стал ведущей темой статей “Дни испытаний”, “Мы выстоим”, “Испытание”. За годы войны Эренбург написал около 1,5 тысяч памфлетов, статей, корреспонденций, вышли в свет четыре тома его памфлетов и статей под названием “Война”. Первый том, изданный в 1942, открывался циклом памфлетов “Бешеные волки”, в котором с исключительной разоблачительной силой созданы образы фашистских главарей - Гитлера, Геринга, Геббельса, Гимлера. Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро и телеграфные агентства в газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составили данный цикл. Все они затем вошли в книгу “Летопись мужества”.
Константин Симонов – неутомимый корреспондент “Красной звезды”, прошедший дорогами войны тысячи километров и видевший все, что она с собой принесла. Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные корреспонденции и очерки К.Симонова. “Части прикрытия”, “В праздничную ночь”, “Юбилей”, “Истребитель истребителей”, “Песни” и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духовный мир человека, жизнь которого могла оборваться через мгновение. К.Симонов был свидетелем многих решающих битва и писал о том, что лично видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: “В Керченских каменломнях”, “Осада Тернополя”, “У берегов Румынии”, “На старой Смоленской дороге” и др. Результатом командировки в Феодосию, только что освобожденную советским десантом и яростно бомбардируемую вражеской авиацией, стал первый в творческой биографии Симонова рассказ “Третий адъютант”. Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников - в прошлом донецким шахтером, твердо убежденным, что “храбрых убивают реже, чем трусов”. Рассказ был опубликован в “Красной звезде” 15 января 1942 года. Днем раньше в “Правде” появилось стихотворение “Жди меня”, по инициативе Сталина. А потом и «Открытое письмо» - упрек женщине, которая не писала на фронт.
Александр Твардовский - В 1939–1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа.
В годы войны заметное развитие получила фотопублицистика. Имена фотопублицистов “Правды”, “Известий”, “Красной звезды”, “Комсомольской правды” А.Устинова, М.Калашникова, Б.Кудоярова, Д.Бальтерманц, М.Бернштейн, В.Темина, П.Трошкина, Г.Хомзера, А.Капустянского, С.Лоскутова, Я.Халипа, И.Шагина встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов.
Усилиями опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 стал выпускаться литературно-художественный журнал “Фронтовая иллюстрация”. Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”, с периодичностью шесть раз в месяц. “Фотогазета” выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”, с периодичностью шесть раз в месяц. “Фотогазета” выходила до Дня Победы.
Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы СМИ.
Сегодня аудитория – главный формообразующий фактор для любого СМИ. Она определяет не только каким будет то или иное СМИ по форме, но и то, будет ли оно востребованным, а значит – успешным. Американская пресса начала проводить опросы общественного мнения, связанные с избирательными кампаниями, уже в 80-е годы 19 века. Монополизация и сопутствующая ей конкуренция на рынке СМИ привели в Европе и США к «газетной войне»: щедрость рекламодателя, а значит и деньги, теперь напрямую зависели от уровня тиражей. Традиционных способов – конкурсов, лотерей, подарков – в условии увеличившейся конкуренции стало не хватать. Так в Америке к традиционным опросам, проводимым газетами в ходе выборов, в 1930 годы добавляются опросы на исследование аудитории – не только газет, но и радио и даже книг. Это, естественно, позволяет СМИ более точно отвечать потребностям аудитории и быть востребованными. Это, в свою очередь, влечет дальнейшие исследования, например, об эффективности рекламы.
Выражение и формирование общественного мнения не могут существовать друг без друга. Они не неразрывно связанны в деятельности СМИ с аудиторией. Обе стороны этого единства равно предполагают открытость и доступность информации, без этого нет информационного обмена. А природа общественного мнения такова, что оно непременно должно пройти стадии обмена, обсуждения, перейдя от суммы индивидуальных точек зрения к надындивидуальной, обобщенной реакции на явления, стать силой, способной влиять и на индивидуальное сознание, и на деятельность социальных институтов.
Помогали СМИ в этом встречи с читателями, круглые столы, анализ почты, опросы аудитории. Многие из этих каналов изучения общественного мнения сейчас не действенны. Во многом потому, что СМИ перестали ориентироваться на общественное мнение. Они зависят от владельцев, их мнения и денег, а не от аудитории. Экономика СМИ складывается так, что влияние аудитории минимально. Действие этих факторов сказывается не только на качестве материалов, но и на структуре СМИ. Материалы теперь преимущественно монологи, реже диалоги. Тогда как в западной прессе материал должен содержать не менее 2-3 субъектов, точек зрения.
Сейчас большинство газет и журналов, особенно в России, для которой тоже стала актуальна проблема выявления аудитории и общественного мнения, экономит на опросах, считая, что сами хорошо представляют себе аудиторию. И получаются неудачные, сколоченные на скорую руку проекты типа безадресных газет «Метро» или «МК», сделанных только ради прибыли. А ведь грамотно подобранная аудитория – это один из критериев качества издания. Но теряя качество, они не потеряют аудиторию – люди будут читать, пусть и только по старой привычке.
Билет 17.
TV в системе СМИ. Основные тенденции развития в условиях рынка.
Специфика ТВ: Оно, как и радио, способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других СМИ. Первое - способность электромагнитных колебаний, несущих тв-сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Эту способность можно назвать вездесущностью. Второе - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, - экранность. Третье - способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии - в момент совершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество ТВ. Оно обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, т.е. в настоящем времени.
ТВ вернуло человечеству возможность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусства литературным творчеством. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации потребовал восстановить личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и о ценности его сообщения. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории ТВ-информации, персонифицированной, т.е. олицетворенной, ее автором и участниками события. Предает событию достоверность. Функции: информационная (все СМИ направлены на удовлетворение информационных потребностей индивида. ТВ распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников). Культурно-просветительская функция (ТВ приобщает зрителей к ценностям культуры), интегративная (все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое они распространяются, вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем). Социально-педагогическая функция (управленческая, предполагает прямую вовлеченность ТВ в систему административного воздействия на население, посредством этой функции решается задача адаптации населения к меняющимся обстоятельствам жизни), организаторская (ТВ иногда само становится инициатором той или иной общественной акции). Образовательная и рекреативная функции не относятся непосредственно к сфере журналистики.
Тенденции развития. Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большим трудом вступало в строй Российское ТВ. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен второй канал. С 16 мая 1991 регулярно стала выходить информационная программа РТР “Вести”.В 90-е в системе телерадиовещания РФ возникли также негосударственные (альтернативные) организации. Право на ведение телерадиовещания получили 12 независимых организаций и 20 - на деятельность по связям в области ТВ и РВ. В их числе предприятие “Телевидеоканал” г. Балаково Саратовской области, товарищество “Возрождение” г. Щекино Тульской области, радиопрограмма “Европа+” в Москве и др. Первой негосударственной структурой на Центральном ТВ и самой крупной в начале 90-х был “Телеканал 2х2”, первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990. Он был создан в целях расширения видов коммерческой деятельности ТВ. В начале 90-х - 89 местных государственных телерадиоорганизаций и 203 городские редакции РВ.
В конце февраля 1991 было создано Управление по телевидению и радиовещанию при Министерстве печати и информации РФ. Главной его целью было избежать монополизации телерадиовещания и помочь становлению индивидуального “почерка” в программах местных студий.
Сейчас происходит, как и в печати, монополизация рынка. В трудных экономических условиях - экономическая зависимость от правительства и коммерческих структур, в результате - перестройка работы по принципу рыночных отношений. Но все крупные концерны, здесь так или иначе, здесь контролируются государством – главный инструмент «управления», конечно, финансы. «Неугодных» терпят только до определенного периода. Примеры с Ходорковским или НТВ это подтверждают.
- 1. Журналистика как институт демократии: представительство журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- 2. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.
- 3. Способы концентрации капитала в зарубежных сми. Виды монополий.
- 1. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 3. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 1.Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х годов 19 века. «Отечественные записки» и «Современник».
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Новые информационные технологии. Интернет как информационное пространство. Средства массовой информации в глобальной компьютерной сети. Структура сетевых изданий.
- 2. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова, г. З. Елисеева и м. Е. Салтыкова-Щедрина (1868 - 1884).
- 3. Современные зарубежные теории журналистики.
- 2.Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 века. «Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.
- 3. К. Маркс и ф. Энгельс - журналисты “Новой Рейнской газеты”.
- 1. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.
- 2. Средства массовой информации Франции.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Средства массовой информации Германии.
- 3.Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Социальная психология и журналистика.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 2. Средства массовой информации Великобритании.
- 3. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 1. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- 2. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 3. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.
- 1. Современное законодательство России о сми.
- 2. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 3. Журнал «Русское слово». Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 1. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма.
- 2. Концепции свободы печати в зарубежных странах.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Права и ответственность журналиста.
- 2. Типология западной журналистики.
- 3. Журналистика и информационное пространство: проблемы оптимизации отношений в условиях рынка.
- 1. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 2. Даниэль Дефо – журналист.
- 3. Проблемы журналистской деонтологии.
- 1. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 2. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 2. .Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 3. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 1. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 2. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 1. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм
- 2. Социалистическая журналистика 1917 года.
- 1. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их разрешения.
- 2. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 3. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 2. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 3. Проблемы доступа журналиста к информации.
- 2. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Новые информационные технологии и журналистика.
- 2. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 3.Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 1. Типология телевизионных программ.
- 2. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 1. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве.
- 2. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 1. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения. Информация и дезинформация в журналистике.
- 2. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 2. Средства массовой информации сша.
- 3.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 2. Журналистика новостей: современные методы творчества.
- 2. Журнал «Русское богадство» н. К. Михайловского и в. Г. Короленко.
- 2. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 3. Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.
- 1. Цензура и борьба за свободу печати.
- 2. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания. Зависимость оформления от типа издания.
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 3.Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Общественное мнение и журналистика.
- 2. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 2. Основные этапы развития рекламы. Факторы развития рекламной деятельности на современном этапе.
- 3. Авторитарная теория печати.
- 1. Творческая индивидуальность журналиста.
- 2. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 3. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 1. Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.
- 2.Отечественная публицистика на современном этапе.
- 3. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 1. Современные классификации рекламной деятельности. Основные сферы рекламной деятельности.
- 2. Организация работы пресс-службы: цели, методы деятельности, критерии эффективности работы.
- 3. Дизайн в журналистике. Зависимость оформления от типа издания.
- 1. Профессиональная этика журналиста.
- 2. Э. Э. Киш – публицист.
- 3. Современные коммуникационные технологии в рамках связей с общественностью (работа со слухами, информационные войны, переговорные технологии и др.).
- 1. Проблемы правового и этического регулирования pr-деятельности в России.
- 2. Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции.
- 3. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.