3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
Изучение аудитории СМИ часто начинается с опроса этой самой аудитории. Американская пресса начала проводить опросы общественного мнения, связанные с избирательными кампаниями, уже в 80-е годы 19 века. Монополизация и сопутствующая ей конкуренция на рынке СМИ привели в Европе и США к «газетной войне»: щедрость рекламодателя, а значит и деньги, теперь напрямую зависели от уровня тиражей. Традиционных способов – конкурсов, лотерей, подарков – в условии увеличившейся конкуренции стало не хватать. Так в Америке к традиционным опросам, проводимым газетами в ходе выборов, в 1930 годы добавляются опросы на исследование аудитории – не только газет, но и радио и даже книг. Это, естественно, позволяет СМИ более точно отвечать потребностям аудитории и быть востребованными. Это, в свою очередь, влечет дальнейшие исследования, например, об эффективности рекламы.
Мысль о том, что необходимо учитывать общественное мнение впервые была высказана в книге Уолтера Липпмана «Общественное мнение», приобретшей мировую известность и ставшей классическим трудом в области изучения информационно-пропагандистских процессов в обществе. Понятие «стереотипа», выдвинутое Липпманом, – одно из важнейших достижений социологии. Стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации и интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Другими словами, стереотип помогает человеку адаптироваться в окружающей его сложной действительности. Каждый человек в отдельности, может хорошо знать лишь небольшой фрагмент реальности, быть специалистом или экспертом только по каким-то узким проблемам. А опросы общественного мнения включают в себя вопросы заведомо более широкого тематического спектра. Поэтому получается, что на какой-то вопрос продуманные и обоснованные ответы могут давать лишь немногие респонденты, компетентные именно в этой проблеме. Критика опросного метода становится для Липпмана отправной точкой, для разделения общественного мнения на два вида. Первый – общественные мнения – это знание об окружающем мире, которое касается самих людей или интересно им, вытекающее из поведения других людей или всего того, что называется общественными событиями. В этом случае люди используют распространенные в обществе и заимствованные заготовки стереотипных схем, интерпретаций, морали. Второй – общественное мнение – это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели. Начиная с этого разграничения, Липпман, уже как социолог и политолог, приступает к критике демократии, ранние теории которой наивно предполагают, что сами по себе общественные мнения максимизируют общественную полезность принимаемых политических решений. Он выводит отсюда основную задачу демократии – сделать так, чтобы в современном обществе общественное мнение не только формировалось, но и влияло и учитывалось бы разумно и рационально в сферах управления, политики или журналистики.
Сейчас большинство газет и журналов, особенно в России, для которой тоже стала актуальна проблема выявления аудитории и общественного мнения, экономит на опросах, считая, что сами хорошо представляют себе аудиторию. И получаются неудачные, сколоченные на скорую руку проекты типа безадресных газет «Метро» или «МК», сделанных только ради прибыли. А ведь грамотно подобранная аудитория – это один из критериев качества издания. Но теряя качество, они не потеряют аудиторию – люди будут читать, пусть и только по старой привычке.
Билет 4.
- 1. Журналистика как институт демократии: представительство журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- 2. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.
- 3. Способы концентрации капитала в зарубежных сми. Виды монополий.
- 1. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 3. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 1.Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х годов 19 века. «Отечественные записки» и «Современник».
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Новые информационные технологии. Интернет как информационное пространство. Средства массовой информации в глобальной компьютерной сети. Структура сетевых изданий.
- 2. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова, г. З. Елисеева и м. Е. Салтыкова-Щедрина (1868 - 1884).
- 3. Современные зарубежные теории журналистики.
- 2.Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 века. «Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.
- 3. К. Маркс и ф. Энгельс - журналисты “Новой Рейнской газеты”.
- 1. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.
- 2. Средства массовой информации Франции.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Средства массовой информации Германии.
- 3.Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Социальная психология и журналистика.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 2. Средства массовой информации Великобритании.
- 3. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 1. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- 2. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 3. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.
- 1. Современное законодательство России о сми.
- 2. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 3. Журнал «Русское слово». Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 1. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма.
- 2. Концепции свободы печати в зарубежных странах.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Права и ответственность журналиста.
- 2. Типология западной журналистики.
- 3. Журналистика и информационное пространство: проблемы оптимизации отношений в условиях рынка.
- 1. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 2. Даниэль Дефо – журналист.
- 3. Проблемы журналистской деонтологии.
- 1. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 2. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 2. .Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 3. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 1. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 2. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 1. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм
- 2. Социалистическая журналистика 1917 года.
- 1. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их разрешения.
- 2. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 3. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 2. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 3. Проблемы доступа журналиста к информации.
- 2. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Новые информационные технологии и журналистика.
- 2. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 3.Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 1. Типология телевизионных программ.
- 2. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 1. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве.
- 2. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 1. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения. Информация и дезинформация в журналистике.
- 2. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 2. Средства массовой информации сша.
- 3.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 2. Журналистика новостей: современные методы творчества.
- 2. Журнал «Русское богадство» н. К. Михайловского и в. Г. Короленко.
- 2. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 3. Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.
- 1. Цензура и борьба за свободу печати.
- 2. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания. Зависимость оформления от типа издания.
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 3.Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Общественное мнение и журналистика.
- 2. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 2. Основные этапы развития рекламы. Факторы развития рекламной деятельности на современном этапе.
- 3. Авторитарная теория печати.
- 1. Творческая индивидуальность журналиста.
- 2. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 3. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 1. Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.
- 2.Отечественная публицистика на современном этапе.
- 3. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 1. Современные классификации рекламной деятельности. Основные сферы рекламной деятельности.
- 2. Организация работы пресс-службы: цели, методы деятельности, критерии эффективности работы.
- 3. Дизайн в журналистике. Зависимость оформления от типа издания.
- 1. Профессиональная этика журналиста.
- 2. Э. Э. Киш – публицист.
- 3. Современные коммуникационные технологии в рамках связей с общественностью (работа со слухами, информационные войны, переговорные технологии и др.).
- 1. Проблемы правового и этического регулирования pr-деятельности в России.
- 2. Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции.
- 3. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.