logo
otvety_k_gosu_doc_1 (1)

3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.

Изучение аудитории СМИ часто начинается с опроса этой самой аудитории. Американская пресса начала проводить опросы общественного мнения, связанные с избирательными кампаниями, уже в 80-е годы 19 века. Монополизация и сопутствующая ей конкуренция на рынке СМИ привели в Европе и США к «газетной войне»: щедрость рекламодателя, а значит и деньги, теперь напрямую зависели от уровня тиражей. Традиционных способов – конкурсов, лотерей, подарков в условии увеличившейся конкуренции стало не хватать. Так в Америке к традиционным опросам, проводимым газетами в ходе выборов, в 1930 годы добавляются опросы на исследование аудитории – не только газет, но и радио и даже книг. Это, естественно, позволяет СМИ более точно отвечать потребностям аудитории и быть востребованными. Это, в свою очередь, влечет дальнейшие исследования, например, об эффективности рекламы.

Мысль о том, что необходимо учитывать общественное мнение впервые была высказана в книге Уолтера Липпмана «Общественное мнение», приобретшей мировую известность и ставшей классическим трудом в области изучения информационно-пропагандистских процессов в обществе. Понятие «стереотипа», выдвинутое Липпманом, – одно из важнейших достижений социологии. Стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации и интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Другими словами, стереотип помогает человеку адаптироваться в окружающей его сложной действительности. Каждый человек в отдельности, может хорошо знать лишь небольшой фрагмент реальности, быть специалистом или экспертом только по каким-то узким проблемам. А опросы общественного мнения включают в себя вопросы заведомо более широкого тематического спектра. Поэтому получается, что на какой-то вопрос продуманные и обоснованные ответы могут давать лишь немногие респонденты, компетентные именно в этой проблеме. Критика опросного метода становится для Липпмана отправной точкой, для разделения общественного мнения на два вида. Первый – общественные мнения – это знание об окружающем мире, которое касается самих людей или интересно им, вытекающее из поведения других людей или всего того, что называется общественными событиями. В этом случае люди используют распространенные в обществе и заимствованные заготовки стереотипных схем, интерпретаций, морали. Второй – общественное мнение – это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели. Начиная с этого разграничения, Липпман, уже как социолог и политолог, приступает к критике демократии, ранние теории которой наивно предполагают, что сами по себе общественные мнения максимизируют общественную полезность принимаемых политических решений. Он выводит отсюда основную задачу демократии – сделать так, чтобы в современном обществе общественное мнение не только формировалось, но и влияло и учитывалось бы разумно и рационально в сферах управления, политики или журналистики.

Сейчас большинство газет и журналов, особенно в России, для которой тоже стала актуальна проблема выявления аудитории и общественного мнения, экономит на опросах, считая, что сами хорошо представляют себе аудиторию. И получаются неудачные, сколоченные на скорую руку проекты типа безадресных газет «Метро» или «МК», сделанных только ради прибыли. А ведь грамотно подобранная аудитория – это один из критериев качества издания. Но теряя качество, они не потеряют аудиторию – люди будут читать, пусть и только по старой привычке.

Билет 4.