1. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
Журналистика как всякая серьезная деятельность в обществе, безусловно, является социальным институтом. Она – посредник между народом и властью в демократическом обществе. Помогая власти и народу найти общий язык, она, конечно, имеет дело с политикой – обладает политической властью в обществе, она имеет общественную власть в политике. Именно поэтому ее называют «четвертой властью».
Могущество «четвертой власти» — не в принятии обязательных решений политического или экономического характера. Ее сила — в духовно-идеологическом воздействии, в формировании массового сознания и направленности воли, что проявляется, прежде всего, через состояние общественного мнения. В силу именно этих возможностей СМИ каждая социальная и политическая сила – партия, движение, фронт, союз – стремится создать свой орган в этой системе или влиять на публикации в уже существующих СМИ, например, распространяя «нужную» информацию через свои пресс-службы или заказывая материал.
Сегодня, когда СМИ все еще продолжают быть «четвертой властью», возрасла опасность ее превращения в «сверхвласть». Эта опасность особенно велика у тех СМИ, которые связаны с крупным капиталом, коррумпированными чиновниками или преступным миром. В этом случае СМИ превращаются из инструмента информационного обеспечения демократии в орудие олигархии и плутократии.
2. Журналистская деятельность А. С. Пушкина. «Литературная газета», «Телескоп», «Современник».
Журналистская деятельность Пушкина началась еще в 1820-е годы с публикаций в журналах «Сын отечества», «Московский телеграф» и в альманахе «Полярная звезда». И уже здесь заметна Пушкинская противоречивость – выступая во многом против западников, он целиком не поддерживал и славянофилов, открыто высказываясь не только против «Вестника Европы», но и Булгарина и Греча. С 1827 года Пушкин вместе Погодиным и философами-любомудрами создают «Московский вестник», просуществовавший до 1830 года. Многое из приобретенного в этот период опыта, Пушкин использует при создании своего «Современника». Потом будет «Литературная газета» Дельвига. Кроме Пушкина в ней будут учувствовать О. Сомов, П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, Н. Языков, Ф. Глинка и Н. Гоголь. И снова основные материалы будут против Греча и Булгарина, полемика с Полевым. В 1830 году газету запрещают за публикацию четверостишия, посвященного жертвам июльской революции 1830 во Франции, разрешая восстановить, если Дельвиг откажется от редактирования. Редактором становится О. Сомов. Но газета печатается все реже, через год совсем прекращаясь из-за цензурных стеснений. Сотрудничая в «Литературной газетой» Дельвига, Пушкин одновременно печатался в московском журнале «Телескоп». В нем в 1831 году, продолжая свои нападки на Булгарина и Греча, он печатает две фельетонные статьи. Обе статьи перекликаются с басней Крылова “Кукушка и Петух”, тоже направленной против восхваления друг другом Греча и Булгарина.
Но все это не удовлетворяло Пушкина. Еще в южной ссылке он мечтал о своем журнале или газете. Стремясь создать собственный печатный орган, Пушкин в 1832 году безуспешно пытается организовать газету «Дневник» с правом публикации политической информации. Только в 1836 ему удалось организовать собственный журнал «Современник», чрезвычайно ограниченный в возможностях. Вопреки желанию Пушкина журнал был разрешен как чисто литературный. Пришлось сосредоточить свое внимание на литературной части. Одним из решений было платить твердый гонорар за литературную работу, несмотря на то, что редко выходивший журнал не приносил значительного дохода. Кроме того Пушкин, в отличии от «Полярной звезды» Бестужева и Рылеева ограничил количество переводов, предпочитая печатать русских авторов. Публиковались материалы о русской истории, воспоминания и мемуары. Помимо «Капитанской дочки» и «Скупого рыцаря» Пушкин опубликовал свое «Путешествие в Арзрум» – один из первых очерковых циклов в русской журналистике – и статья «Джон Теннер» – рецензия на книгу американского автора, резко порицает североамериканское общество за отношение к индейцам. В предисловии к книге Пушкин обратил внимание на негативную оценку автором американской демократии. Кроме самого Пушкина в журнале печатались Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Одоевский и Гоголь. В 1836 году Пушкин хотел реорганизовать свой журнал, пригласив Белинского в отдел критики, но смерть оборвала его планы. При его жизни вышло четыре номера «Современника», пятый после смерти поэта издали друзья – Жуковский, Вяземский, и Плетнев.
В своем журнале Пушкин хотел создать своего рода независимую арену, определяя издание как что-то среднее между западниками и славянофилами, литературой и политикой. Но к этому не были готовы ни читатели, ни сами авторы, ни цензура, привыкшие к удобству разграничения. Да и сейчас врятли будут готовы.
- 1. Журналистика как институт демократии: представительство журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- 2. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.
- 3. Способы концентрации капитала в зарубежных сми. Виды монополий.
- 1. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 3. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 1.Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х годов 19 века. «Отечественные записки» и «Современник».
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Новые информационные технологии. Интернет как информационное пространство. Средства массовой информации в глобальной компьютерной сети. Структура сетевых изданий.
- 2. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова, г. З. Елисеева и м. Е. Салтыкова-Щедрина (1868 - 1884).
- 3. Современные зарубежные теории журналистики.
- 2.Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 века. «Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.
- 3. К. Маркс и ф. Энгельс - журналисты “Новой Рейнской газеты”.
- 1. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.
- 2. Средства массовой информации Франции.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Средства массовой информации Германии.
- 3.Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Социальная психология и журналистика.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 2. Средства массовой информации Великобритании.
- 3. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 1. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- 2. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 3. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.
- 1. Современное законодательство России о сми.
- 2. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 3. Журнал «Русское слово». Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 1. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма.
- 2. Концепции свободы печати в зарубежных странах.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Права и ответственность журналиста.
- 2. Типология западной журналистики.
- 3. Журналистика и информационное пространство: проблемы оптимизации отношений в условиях рынка.
- 1. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 2. Даниэль Дефо – журналист.
- 3. Проблемы журналистской деонтологии.
- 1. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 2. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 2. .Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 3. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 1. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 2. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 1. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм
- 2. Социалистическая журналистика 1917 года.
- 1. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их разрешения.
- 2. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 3. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 2. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 3. Проблемы доступа журналиста к информации.
- 2. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Новые информационные технологии и журналистика.
- 2. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 3.Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 1. Типология телевизионных программ.
- 2. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 1. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве.
- 2. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 1. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения. Информация и дезинформация в журналистике.
- 2. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 2. Средства массовой информации сша.
- 3.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 2. Журналистика новостей: современные методы творчества.
- 2. Журнал «Русское богадство» н. К. Михайловского и в. Г. Короленко.
- 2. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 3. Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.
- 1. Цензура и борьба за свободу печати.
- 2. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания. Зависимость оформления от типа издания.
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 3.Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Общественное мнение и журналистика.
- 2. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 2. Основные этапы развития рекламы. Факторы развития рекламной деятельности на современном этапе.
- 3. Авторитарная теория печати.
- 1. Творческая индивидуальность журналиста.
- 2. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 3. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 1. Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.
- 2.Отечественная публицистика на современном этапе.
- 3. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 1. Современные классификации рекламной деятельности. Основные сферы рекламной деятельности.
- 2. Организация работы пресс-службы: цели, методы деятельности, критерии эффективности работы.
- 3. Дизайн в журналистике. Зависимость оформления от типа издания.
- 1. Профессиональная этика журналиста.
- 2. Э. Э. Киш – публицист.
- 3. Современные коммуникационные технологии в рамках связей с общественностью (работа со слухами, информационные войны, переговорные технологии и др.).
- 1. Проблемы правового и этического регулирования pr-деятельности в России.
- 2. Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции.
- 3. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.