logo
otvety_k_gosu_doc_1 (1)

1. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.

Взаимодействие журналистики и власти всегда остается открытым вопросом, особенно у нас в стране. Вопрос прав и обязанностей всегда был «больным» для России. Мы часто либо перегибаем палку в цензуре, как в советское время, либо разрешаем все, как после развала Советов. На мой взгляд, самое верное решение – это регулировка отношений с помощью законов правового государства. Существует два направления регулирования деятельности СМИ: правовое и этическое.

Правовое регулирование деятельности СМИ обеспечивают Законы о СМИ. Два основных международных закона – это Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция прав человека. В основе этих законов лежат различные концепции свободы печати – американская, провозглашающая свободу печати и свободу учреждений, сбора и распространения информации и идей любыми средствами, независимо от государственных границ, и европейская, несколько ограничивающая свободу слова и дающая человеку право на защиту от СМИ. Кроме того, в каждой стране, помимо общего законодательства о СМИ, имеются отдельные законы, дополняющие регулирование их деятельности: о государственной тайне, об угрозе государственной безопасности, клевете. Так же регулируется и подчиненность СМИ. Например, американская концепция фиксирует полную независимость СМИ – ни Правительство, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ. Все больше становясь экономическим предприятием, они больше подчиняются закону о предприятиях. Англичане близки к американцам, но в этой стране Парламент все же имеет право влиять на СМИ, назначая комиссии по жалобам, он контролирует их действия. Во Франции СМИ подчиняются Конституции, и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на них. Немцы подчиняют свои СМИ федеральным законам.

Этическое регулирование предполагает, прежде всего, саморегулирование СМИ. Есть много профессиональных этических кодексов, вырабатываемых журналистами и имеющих международное значение, которые вырабатывают сами журналисты. Например, Международная федерация журналистов, Международная организация издателей, Международная организация главных редакторов. Есть собственные журналистские организации и в разных странах. В США это, например, национальные Ассоциации издателей и вещателей. в Германии - Союзы журналистов и полиграфических работников. У этих организаций есть свои этические кодексы, и журналисты, которые входят в эти организации, стараются эти кодексы соблюдать.

В нашей стране тоже есть такие законы. Закон о СМИ 1991 года, как и советский, поддержал свободу печати. Чуть позже появились законодательные акты, дополняющие его, например, о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, закон о государственной тайне. Границы свободы печати являются индикатором терпимости общества к непопулярным взглядам и их публичным выражениям, а значит и демократии. Но часто они, как к сожалению, и в России, только видимость.