logo search
komarova учебное пос

2.3. Коммуникативные и психологические барьеры в общении.

В общении, особенно межличностном, часто возникает ситуация, когда собеседник неправильно понимает высказанные мысли, идеи, когда собеседник сознательно или невольно ставит барьеры в восприятии, барьеры во взаимодействии. Причины возникновения барьеров самые разные: особенности интеллекта общающихся, различный лексикон, желание/нежелание общаться, понять цели и мотивы партнера, психологические особенности собеседников, социальные, профессиональные, политические и культурные различия. Техника преодоления барьеров – соответствие вербальных и невербальных средств общения, их гармоничное сочетание; учет индивидуально-психологической особенности собеседника или социально-психологических особенностей аудитории; учет специфики восприятия и переработки информации. Специалисты в области коммуникации систематизируют и выделяют различные виды коммуникативных барьеров. Шепель В.М., первый разработчик гуманитарных технологий в России, выделяет следующие условия возникновения барьеров:

Многие руководители недооценивают дискомфорт физической среды: акустические помехи – шум в помещении, телефонные звонки и т.д.; отвлекающая окружающая обстановка – яркое солнце или недостаточный свет в помещении, картины, то есть все то, что способно отвлечь внимание от разговора; температурные условия – погодные условия.

В литературе, посвященной проблемам коммуникации, выделяются четыре типа барьеров:

Помимо перечисленных существуют еще психологические и культурные барьеры. Психологические барьеры оказывают влияние на процесс коммуникации, на человеческие отношения. Психологические барьеры могут возникать в результате индивидуальных психических особенностей партнеров по общению: интроверты и экстраверты (интровертность часто оказывается барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой, с одного вида деятельности на другую); нервное напряжение, которое приводит к скованности мысли, неспособности решить даже простую задачу, к провалам в памяти, неадекватности восприятия информации, партнера по общению; психологическое и психическое состояние – безразличие, индифферентность, агрессия, чрезмерное нервное возбуждение, застенчивость, замкнутость, повышенная впечатлительность и др. Психологические барьеры зависят от личностных характеристик, ситуации общения, сообщения. Психологические барьеры мешают эффективному взаимодействию, принятию решений, взаимопониманию.

Культурные барьеры возникают из-за языковых различий, не - совпадения словарного запаса.

Виды барьеров: коммуникативные барьеры, как правило, возникают между людьми с различным уровнем интеллекта, разной психической организацией, с резко отличающейся манерой общения. Их проявление возможно, когда нет единого понимания предмета разговора; ситуации общения, а также различная речевая культура, различный лексикон и словарный запас. Логические барьеры зависят от различных видов мышления, от умений анализировать и систематизировать информацию, от неточности передачи информации и высказываний (неточность высказывания приводит к искажению информации), от владения искусством аргументации.

Стилистические барьеры чаще всего возникают из-за несоответствия формы и содержания, нечеткой логической организации сообщения, структурирования информации. Понимание и усвоение информации зависит и от количества слов в предложении: фраза состоящая из 4 до 14 – хорошо запоминается, 15–18 слов – уже хуже, фраза, насчитывающая свыше 30 слов не воспринимается.

Можно выделить основные причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:

Для управленца умение высказать свое мнение, передать информацию так, чтобы она была понята и принята без искажения, является профессиональной компетентностью, поэтому необходимо знать причины, виды коммуникативных барьеров и техники их преодоления.