2.3. Коммуникативные и психологические барьеры в общении.
В общении, особенно межличностном, часто возникает ситуация, когда собеседник неправильно понимает высказанные мысли, идеи, когда собеседник сознательно или невольно ставит барьеры в восприятии, барьеры во взаимодействии. Причины возникновения барьеров самые разные: особенности интеллекта общающихся, различный лексикон, желание/нежелание общаться, понять цели и мотивы партнера, психологические особенности собеседников, социальные, профессиональные, политические и культурные различия. Техника преодоления барьеров – соответствие вербальных и невербальных средств общения, их гармоничное сочетание; учет индивидуально-психологической особенности собеседника или социально-психологических особенностей аудитории; учет специфики восприятия и переработки информации. Специалисты в области коммуникации систематизируют и выделяют различные виды коммуникативных барьеров. Шепель В.М., первый разработчик гуманитарных технологий в России, выделяет следующие условия возникновения барьеров:
-
дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается общение;
-
инерция включенности – озабоченность слушателя иными проблемами;
-
антипатия к чужим мыслям, стереотипность сознания, амбициозность;
-
языковой барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;
-
профессиональное неприятие – некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;
-
неприятие имиджа коммуникатора1.
Многие руководители недооценивают дискомфорт физической среды: акустические помехи – шум в помещении, телефонные звонки и т.д.; отвлекающая окружающая обстановка – яркое солнце или недостаточный свет в помещении, картины, то есть все то, что способно отвлечь внимание от разговора; температурные условия – погодные условия.
В литературе, посвященной проблемам коммуникации, выделяются четыре типа барьеров:
-
фонетический (фонетика – греч.фонетике –звук) – невыразительная быстрая или слишком медленная речь, звуки «паразиты»- мм, ээ, аа и т.д.;
-
семантический (семантика греч. – обозначающий – значение слов, словосочетаний, а также грамматических форм) – различие в значениях слов;
-
стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;
-
логический – нарушение логических законов, неверная логика рассуждений, нарушение связи между предложениями.
Помимо перечисленных существуют еще психологические и культурные барьеры. Психологические барьеры оказывают влияние на процесс коммуникации, на человеческие отношения. Психологические барьеры могут возникать в результате индивидуальных психических особенностей партнеров по общению: интроверты и экстраверты (интровертность часто оказывается барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой, с одного вида деятельности на другую); нервное напряжение, которое приводит к скованности мысли, неспособности решить даже простую задачу, к провалам в памяти, неадекватности восприятия информации, партнера по общению; психологическое и психическое состояние – безразличие, индифферентность, агрессия, чрезмерное нервное возбуждение, застенчивость, замкнутость, повышенная впечатлительность и др. Психологические барьеры зависят от личностных характеристик, ситуации общения, сообщения. Психологические барьеры мешают эффективному взаимодействию, принятию решений, взаимопониманию.
Культурные барьеры возникают из-за языковых различий, не - совпадения словарного запаса.
Виды барьеров: коммуникативные барьеры, как правило, возникают между людьми с различным уровнем интеллекта, разной психической организацией, с резко отличающейся манерой общения. Их проявление возможно, когда нет единого понимания предмета разговора; ситуации общения, а также различная речевая культура, различный лексикон и словарный запас. Логические барьеры зависят от различных видов мышления, от умений анализировать и систематизировать информацию, от неточности передачи информации и высказываний (неточность высказывания приводит к искажению информации), от владения искусством аргументации.
Стилистические барьеры чаще всего возникают из-за несоответствия формы и содержания, нечеткой логической организации сообщения, структурирования информации. Понимание и усвоение информации зависит и от количества слов в предложении: фраза состоящая из 4 до 14 – хорошо запоминается, 15–18 слов – уже хуже, фраза, насчитывающая свыше 30 слов не воспринимается.
Можно выделить основные причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:
-
неточность высказывания; несовершенство перевода мыслей в слова; неуместное использование профессиональных терминов;
-
неверное понимание намерений собеседника;
-
чрезмерное использование иностранных слов;
-
неполное информирование партнера; быстрый темп изложения информации;
-
наличие смысловых разрывов и скачков мысли; неполная концентрация внимания;
-
витиеватость мысли; наличие логического противоречия в тезисе; интонации, мимика и жесты, не соответствующие содержанию речи.
Для управленца умение высказать свое мнение, передать информацию так, чтобы она была понята и принята без искажения, является профессиональной компетентностью, поэтому необходимо знать причины, виды коммуникативных барьеров и техники их преодоления.
- Глава 1. Технология делового общения: понятия, специфика
- 1.1. Сущность, функции общения
- 1.2. Техники в деловом общении
- Глава 2. Коммуникационный процесс
- 2.1. Основные элементы коммуникативного процесса
- 2.2. Этапы в коммуникативном процессе
- 2.3. Коммуникативные и психологические барьеры в общении.
- 2.4. Коммуникативные навыки и умения
- 25 Советов гуманных межчеловеческих отношений1:
- Управление процессом общения. Уметь заинтересовать собеседника предметом разговора.
- Глава 3. Основные виды современного делового общения
- 3.1. Деловая беседа
- 3.2. Деловые переговоры
- 3.3Деловое совещание
- 3.4.Интервью, пресс-конференции, презентации
- Пресс- конференция.
- 3.5.Деловое общение в конфликтных ситуациях.
- Глава 4. Искусство спора. Дискуссия. Полемика
- 4.1. Основные понятия спора.
- Глава 5. Технология формирования имиджа
- 5.2. Мастерство речи.
- Контрольные Вопросы
- Словарь специальных терминов
- Головин б.Н. Основы культуры речи. – м., 1980. Граудина л.К, Кочеткова г.И. Русская риторика. – м., 2001.
- Льдова (Комарова) л.В. Психология госслужбы // Технология формирования имиджа государственной службы. – м., 1997.
- Шепель в.М. Управленческая антропология. – м., 2000.